16:58 

Первый голос, второй голос

Оладушка
Чудны рабы твои, Господи...
Вопрос к музыкантам, в частности, вокалистам. Из серии "читала интернет и ничего не поняла". :nope:
И не взыщите, если несу полнейшую чушь, я в музыке абсолютный профан.

Речь о классическом вокале (дело происходит более ста лет назад).

1) Вот, допустим, некий певец (баритон и профессионал, если это важно, не оперный певец, но драматический актёр, умеющий петь) исполняет романс или песню — не на сцене даже, а просто в компании, для своих друзей. Некто подпевает ему вторым голосом. Подчеркну, что речь именно не о дуэте, а о ведущем исполнителе и подпевающем ему (хотя в чём принципиальная разница, признаюсь, тоже не очень врубаюсь, но это уже Бог с ним). Я правильно понимаю, что первый голос ведёт основную мелодию всё время, от начала до конца, а второй только иногда вступает, поёт только какие-то отдельные строки, куплеты? Или как-то не так (а как)?

2) Продолжаем разговор. Везде пишут, что второй голос должен быть ниже первого. То есть, получается, если первый голос баритон, то второй должен быть бас? Или он тоже может быть баритоном примерно той же тональности, просто первый берёт более высокие ноты? А более высокий голос, скажем, тенор или даже сопрано у баритона вторым голосом может быть?

3) Едем дальше. Чтобы действительно хорошо спеть вот так на да голоса, нужно заранее готовиться, репетировать? Или может быть так, что один человек запоёт, а второй вдруг, может, даже неожиданно для исполнителя, подтянет — и получится красиво?

4) Ну, и чтоб два раза не вставать: второй голос, подголосок и бэк-вокал — это одно и то же или разные вещи?

В общем, буду необычайно благодарна тому, кто разъяснит всё это так, что будет понятно даже чайнику.

@темы: Музыка

Комментарии
2017-04-18 в 17:20 

Ticky
Порой глупа, порой мудра
Вы сейчас про что - про академ или про эстраду? Потому что в эстраде всё мягче гораздо, чем в академе, мало того, в эстраде вообще разделение тенор/бас/баритон часто не используется даже, потому что смысла нет :)

Как несовсемнопочтипрофан скажу, что в компании, для друзей люди могут петь вообще как угодно. Без репетиции (если человек знает арию), совершенно спонтанно, и подпевать может кто угодно кому угодно. Можно петь в унисон (одни и те же ноты), можно транспонировать партию (например, петь с разницей в октаву или терцию), причём профессионал это в принципе сделает. Может, не совсем идеально, но ведь в компании же. Но можно и подготовиться, конечно, если очень хочется.
Может быть даже так (навскидку пример не принесу, но, возможно, вы итак поймёте, о чём я): когда один человек, например, допевает последнюю фразу куплета, и второй подключается и пропевает её же, но, например, выше, громче, немного иначе (или наоборот - один в один, также).
Может быть так, что, допустим, первый запел, второй подключился, и они остановились, сказали друг другу: "О, круто! Слушай, а давай вот так!" (я пою от ми, а ты от до, например) - и дальше на ходу подстроились, поменяли какие-то музыкальные фразы, распелись, может, пропели какие-то штуки друг другу, чтобы понять, правильно ли друг друга понимают.

2017-04-18 в 17:30 

Оладушка
Чудны рабы твои, Господи...
Вы сейчас про что - про академ или про эстраду?
Скорее про академ. Не про эстраду точно, тем более не про современную. Пойду уточню запрос, спасибо, что указали на эту промашку.

2017-04-18 в 17:48 

.Shamsi.
I will
Я правильно понимаю, что первый голос ведёт основную мелодию всё время, от начала до конца, а второй только иногда вступает, поёт только какие-то отдельные строки, куплеты?
нет, как угодно. Может отдельные слова подпеть, может иногда сливаться в унисон, иногда вести свою партию, может всю песню гнуть свое :)

Продолжаем разговор. Везде пишут, что второй голос должен быть ниже первого.
нет. Просто чаще всего более высокий голос слишком выходит на первый план, забивая основную партию (если она вообще есть, а не обе партии равноправны), поэтому нередко, действительно, подстраивают снизу, но, опять же, не полное время всего произведения.

Вот, например, в дуэте Синатры с дочерью (Something Stupid) у Нэнси уж точно значительно более высокий голос, а партия при этом явно дополнительная. И поет она одновременно с отцом всю песню, а не вступает временами - хороший пример.


Чтобы действительно хорошо спеть вот так на да голоса, нужно заранее готовиться, репетировать? Или может быть так, что один человек запоёт, а второй вдруг, может, даже неожиданно для исполнителя, подтянет — и получится красиво?

если у обоих хороший слух, есть музыкальное образование или по меньшей мере чутье, и оба знают произведение, то второй вполне может подлезть без репетиций, я всегда так делаю :gigi:

второй голос, подголосок и бэк-вокал — это одно и то же или разные вещи?
не совсем. Подголоски и второй голос - еще куда ни шло, их часто называют одинаково, но все же подголоски, как правило, как раз вступающие время от времени, а то и пропевающие отдельные фразы, отличающиеся от общего текста. А бэк-вокал - это и вовсе такие эстрадные тетеньки, которые создают фоновый вой для основного певца (например, тянут "АААА", отдельные слова пропевают, дублируют припев на октаву выше).

2017-04-18 в 18:27 

=Kandra=
Был бы омут - черти найдутся. ^_^
дублируют припев на октаву выше
А почему на октаву выше певца, а не ниже, если, как вы говорите, что более высокий голос часто на первый план выходит?

2017-04-18 в 19:19 

Беатрисса
Я слишком много читал, чтобы остаться в здравом уме. (с) Г. Лессинг
Первый и второй голос в дуэте могут (и должны, собственно) быть равноправны, если мы говорим не о дуэте, тогда второй голос может создавать основу для первого (как бас-гитара и соло-гитара, приблизительно). Что именно будет петь второй голос - зависит от фантазии композитора или уровня исполнителя, это могут быть и отдельные слова, и "ааа", и просто дублирование основной партии, можно даже в той же октаве. Ниже второй голос должен быть не всегда, но забивать основной голос он не должен. Если аналогии проводить более понятные, то в оркестре первые и вторые скрипки играют в одном и том же диапазоне, у вторых скрипок даже партия не всегда проще, но часто вторые скрипки и альты создают базу, о чем я уже говорила, поэтому часто и говорят, что вторые голоса ниже, т. к. альт ниже по звучанию, чем скрипка.
Чтобы спеть на два голоса, нужно иметь слух, хорошее умение импровизировать (если мы поем без подготовки) и иметь навыки работы в хоре, в том числе - исполнения канонов. Без подготовки, даже с идеальным слухом, исполнитель может сбиться и подстроиться под второго исполнителя. Что такое канон: вступил один голос, за ним после маленького отставания - второй с точно такой же партией, потом третий и т. д., тот, кто начал первым, заканчивает первым и тянет главную ноту лада, тонику, ожидая остальных. Может не тянуть, тут дело добровольное :)

2017-04-18 в 20:13 

Рина Дзене
Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Везде пишут, что второй голос должен быть ниже первого.
Конкретный пример, когда первую партию исполняет мужчина, а вторую - женщина:
Маргарита Николова и Георгий Кордов "Алёша"

2017-04-18 в 21:03 

Оладушка
Чудны рабы твои, Господи...
Большое спасибо, друзья! :gh:
Не буду врать, что поняла вот прям каждое ваше слово :), но, по крайней мере, общая картина более или менее прояснилась.
Рина Дзене, а Вам отдельная и преогромная благодарность за песню! :buddy:

2017-04-18 в 23:39 

.Shamsi.
I will
А почему на октаву выше певца, а не ниже, если, как вы говорите, что более высокий голос часто на первый план выходит?

бэк-вокал на то и бэк, что он всякими звуковыми ухищрениями и прочими методами все равно однозначно воспринимается как фон. Ну и если основная партия исполняется звучным тембром средней высоты, то уж точно.

Вот, собственно, та песня, о которой я говорила - женский голос не ведет, но совершенно ясно воспринимается побочным, хотя без него песни бы не было: расплыться в лужу от божественного Синатры здесь

А еще очень внятный пример - всем известная песня про коня. Там сначала основная партия дается отдельно, чтобы слушатель привык, а потом обрастает целым хором, и сверху, и снизу, и все равно явно ведет.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Кружок любознательных — Есть вопрос? У нас есть ответ!

главная