Вера и верность!
Откуда взялся типаж безумного гения, злобного учёного, который хочет захватить мир или сделать ещё какую-нибудь гадость всему человечеству? Совершенно неестественный образ, а ведь прижился. Вместе с тем, злодеев-банкиров в развлекательной продукции увидеть можно гораздо реже, а они куда как более реальны 

До этого - неоднократно у различных авторов, я лично помню самый первый - "Остров доктора Моро", кто может вспомнить, что было раньше? Точно надо в 19-может-конце-18-веках искать.
А вообще образ появился из недоверия к ученым, занимающимся всякой мутью, противопоставляющих себя церкви и ее учению и часто в опытах заходящих в такие ебеня, что нормальному человеку тех времен становилось просто страшно. Поэтому кто главный злодей? Ученый! И злодея нашли, и церковь одобряе, и остальные тоже как бы не сильно ропщут. Ну и вообще ученые - люди не от мира сего, их не страшно погнобить.
А кстати, как же Резидент Эвил? Там же злобная корпорация (правда, тоже ученых, незадача... но принцип работы тот же, что и у злых банкиров!)!
Это, по-моему, всё же не совсем то. Вообще, история Джекила и Хайда больше похожа на аллегорическую историю наркомана.
А вот это уже больше похоже на искомое.
Может быть, конечно, но не уверен. Злой колдун, в принципе, до сих пор остался злым колуном. А вот алхимики, создающие гомункулуса - уже ближе.
Я думаю, стериотип воник на рубеже эпох восемнадцатого-девятнадцатого века, когда культура романтизма начала проявлять враждебность у ушедшей культуре Просвящения. В Просвящении властвовал культ человеческого разума, который в романтизме начал порицаться как бессердечность и холодная логичность - врагами романтического героя часто выступали не только представители "обывательства", среди которых он оказывался белой вороной, но и разнообразные алхимики, механики и т.п. предтечи "безумных ученых".
Кстати, безумный ученый на самом деле не ставит себе задачу "захватить/уничтожить мир". Он может стремиться к проведению какого-то - с его точки зрения сверхважного - эксперимента, который может косвенно поспособствовать уничтожению мира, но считать вероятность побочного эффекта мелочью; может находиться в материальной зависимости от "злобного бизнесмена" или "злобного политика", поскольку на опыты и разработки нужно бабло, а как зарплатодатель использует его изобретения внеморальному гению наплевать; или может оказаться жертвой собственного эксперимента, в котором все пошло не так, в итоге мутировать в некое "не мышонка, не лягушку" и либо с целью мести назначенному виноватому (обычно главгерою) либо ради попыток вернуться в нормальное состояние будет сеять хаос и разруху. Для самого ученого что бабло, что власть, что насилие - средства, а не самоцель (ну, если только образ ученого не объединен с образом бизнесмена или политика в едином характере - например, как у широкоизвестного Лекса нашего Лютора).
Имхо, именно поэтому и прижился - из-за своей нереальности и комичности. Именно поэтому же в большинстве кинокартин убийцы - вдрызг сумасшедшие обычно. Что бы у зрителя было своеобразное чувство безопасности из-за нереальности происходящего. Приятней смотреть на нереального злого гения, пытающегося захватить мир с шумом и пафосом, чем на социопата - "оборотня", хотя последний в разы реальней...