Хорошо там, где я.
Как считают психологи: поступок правилен, если после него в голове и на душе долгие радость и спокойствие? Или если через пять минут начинается раздрыг и все внутренние голоса начинают трендеть: «Чего ты как дурак поступил?! А может, нужно было иначе?»
Какое душевное состояние – это критерий правильного поступка с научной точки зрения? На что ориентироваться человеку?
Ответ как бы получен...
Какое душевное состояние – это критерий правильного поступка с научной точки зрения? На что ориентироваться человеку?
Ответ как бы получен...
На последствия)
Как писалось в одной книге:
"Если женщина хотела сохранить брак - но муж ушел - это неудача. Если женщина стала тяготиться присутствием этого мужчины в своей жизни и брак распался - это удача".
Вася ушёл. А через пять минут в голове: "Чёрт чёрт чёрт как я могла отказаться от "Служанок" Виктюка ещё раз и нахаляву, какая же я дура, аааааааааа!!!"
Talie, в оперирует ли вообще наука понятием "правильно"?
О правильности можно говорить, только если заданы критерии оценки.
Вроде "задача решена правильно", "слово написано или произнесено правильно" и т.д.
Нет абстрактного "правильно".
А "правильный поступок" - это вообще этическая оценка, а не психологическая и не научная.
ориентирование человека должно идти только на собственную мораль
Согласна.
Ну вот конкретная ситуация с контрамаркой (см. коммент выше). Меня давно интересует - какой поступок оптимален и правилен? Чтобы никто не чувствовал себя плохо.
Их "правильность" варьируется в зависимости от того насколько хорош спектакль и насколько важен для Вас Вася. Насколько Вы эгоистичны - как коэффициент.
Однако если осадка - до краев, следует подумать о мотивах поступка.
Помните как его там накрыло после того как он всех спас?
Только что по земле не катался от горя, что не спас больше народу.
Так что не, на душевное состояние тут ориентироваться не стоит.
И после гадости народ спит как ангел, и после хорошего поступка колбасит только так.
Ну и по возможности - чтобы не было явной гадости кому-то, важному для вас лично.
Джордано,
"правильный поступок" - это вообще этическая оценка, а не психологическая
Совершенно согласна. Но ведь есть зоны стыка наук. Этика и психология не так уж и противоречат друг другу. Понятия правильности и душевного комфорта могут совпадать. Хотя бы))))))
Talie, противоречат - нет, наверное. Скорее в большинстве случаев вообще не пересекаются.
Понятия правильности и душевного комфорта могут совпадать.
Иногда могут. Но это явно не одно и то же.
Скорее в большинстве случаев вообще не пересекаются.
На первый взгляд, между литературой и историей тоже мало общего (ну, допустим). Но копнём поглубже - и всё связано, как кружева. Мне кажется, этика и психология тоже обеднели бы друг без друга. Исчезла бы глубина. Как минимум. Между этикой и эстетикой меньше общего, чем между именно этикой и психологией. Мне думается.
Talie, почему?
И в чем, как вы думаете, связь этики и психологии?
Допустим, хотя бы в интересе данных наук к поведенческой сфере нашей жизни. Этика говорит не только о нашем мировоззрении, но также и о практике жизни по нему. Психологию так же интересуют не только эмоции, чувства и пр. Но и действия человека. Его поступки. Если я не ошибаюсь, конечно. В психологии я не спец, потому и задала данный вопрос в сообществе.
Эстетика вообще не касается мировоззренческой и поведенческой сферы нашей жизни. Сами понимаете.
А почему эстетика не касается мировоззренческой сферы?
Эта наука имеет отношение к эмоциям, но лишь постольку поскольку. Она учит не говорить брезгливо: "О боже, какая мерзость уберите эту гадость отсюда..." Мы должны говорить с пониманием и восхищённо: "О, какой прекрасный образец безобразного! Дайте два!" Вот и всё)))))))
И, кстати, вы сами себя опровергли: разве говорить "Фи!" или "О, как прекрасно его безобразие!" - это не поведение?
это не поведение?
Это лишь условия игры любителей искусства.
А почему мировоззрение равно этике?...
условия игры любителей искусства
Условия - это "нужно говорить". А "я говорю" - это уже поведение.
Выбираем для себя мораль и способ действия в мире. Нельзя быть одновременно ницшеанцем и верить в Христа. Нужно делать чёткий выбор.
С эстетикой всё проще. Мы можем одинаково тащиться от выставки унитазов, дешёвого триллера и оперы Моцарта "Дон Жуан" в подлиннике. И никто нам не запретит совмещать что угодно хоть с чем. Дело вкуса.
Условия - это "нужно говорить".
Условия - это условия игры данного века в искусство. Допустим, принято считать, что "Чёрный квадрат" Малевича это шедевр и ша. Вот хоть тресни мы, но сказать с экрана телевизора, что это он просто спьяну пошутил - не удастццццца. А во всех остальных местах мы можем хохотать над этим шедевром и говорить, что это не живопись, а фигня.
Talie, ну, эклектику и непоследовательность еще никто не отменял.
Мы можем одинаково тащиться от выставки унитазов, дешёвого триллера и оперы Моцарта "Дон Жуан" в подлиннике.
Если мы подходим с эстетической точки зрения, мы должны для себя определить, что есть прекрасное, и почему мы "тащимся" от чего-то, в прекрасном ли там дело или в другом.
Но я так и не поняла, почему вы поставили знак равенства между этикой и мировоззрением.
ну, эклектику и непоследовательность еще никто не отменял.
Именно Христос и Ницше несовместимы от слова вообще)))) Потому что второй первым в мире напечатал тезис "Бог умер!" и разродился трудом "Антихрист". В 1888 году. В 1889 году Ницше внезапно сошёл с ума или свалился с размягчением, как тогда говорили, мозга. Одиннадцать лет жена героически ухаживала за "овощем". В 1900 году Ницше умер. Вот такие бывают совпадения.
почему вы поставили знак равенства между этикой и мировоззрением.
Не знак равенства. Это ЧАСТЬ мировоззрения человека. Которое складывается из убеждений. Этических в том числе. По-моему))))
Talie, весь мир есть текст, и все зависит от интерпретации.
первым в мире напечатал тезис "Бог умер!" и разродился трудом "Антихрист"
И это тоже зависит от интерпретации.
Одиннадцать лет жена героически ухаживала за "овощем"
Ницше был женат? Может, вы о его сестре?
Не знак равенства.
Просто у вас было написано: Мировоззрение = этика = то, что правильно., я про это спрашивала.
Это ЧАСТЬ мировоззрения человека. Которое складывается из убеждений. Этических в том числе.
Да, конечно. И эстетические штуки тоже входят в мировоззрение. И много всяких других.
весь мир есть текст, и все зависит от интерпретации.
при желании можно скрестить хоть что в голове. Хоть что и хоть кого. Но будет ли этот кадавр жизнеспособным - вот в чём вопрос.
Ницше был женат? Может, вы о его сестре?
Память выдаёт именно жену. Но не знаю. Посмотрю биографию и уточню. Я не любитель Ницше, поэтому не имею в доме)))) Просто когда-то читала о том, как умирал Пётр I. И походу неожиданно узнала о почти такой же кончине Ницше. Страшные боли в течение долгого времени и вот такая вот тяжёлая смерть. Просто Пётр умирал один в домике. От криков все разбежались и никто не был в силах войти, чтобы хоть пот царю стереть или постель поменять. А от Ницше все 11 лет, как ангел, не отходила какая-то женщина. До смерти. Она выдержала всё до самого конца. Не бросила человека.
Мировоззрение = этика = то, что правильно., я про это спрашивала.
Ну дак. Мне казалось, не нужно говорить о том, что убеждения зрелого человека - это сплав этика+политика+теология и.т.д.? Это же изначально ясно, что не только этика.
После помешательства он сперва был помещен в клинику, потом его забрала мать и ухаживала за ним. После смерти матери (даже чуть раньше) его опекуном стала сестра, но сама она с ним мало имела дело, как пишут.
читать дальше
Это отсюда
И насчет "не бросила" - это отдельный вопрос со многими подковерностями.
Но будет ли этот кадавр жизнеспособным - вот в чём вопрос
Вы думаете, многие из мировоззрений живых людей так уж внутренне выверены и логически непротиворечивы?
Это же изначально ясно, что не только этика.
Ой, все эти очевидности и итакжеясности - один из самых темных вопросов.