~просто прочти про себя тысячу раз "дао дэ цзин"~
Дорогие друзья, подскажите, откуда пошел миф про месть мертвых?
В каждом же эпосе он есть, в любой религии. Что, мол, неотомщенные мертвые мстят живым.
И, как показывает тот же эпос, легенды и просто художественная литература, ублажать их в принципе бессмысленно.
Интересует скорее не бумажный первоисточник, а то, на чем это вообще могло быть основано, как факт.
Ведь в принципе духов описывают как существ нейтральных.
В каждом же эпосе он есть, в любой религии. Что, мол, неотомщенные мертвые мстят живым.
И, как показывает тот же эпос, легенды и просто художественная литература, ублажать их в принципе бессмысленно.
Интересует скорее не бумажный первоисточник, а то, на чем это вообще могло быть основано, как факт.
Ведь в принципе духов описывают как существ нейтральных.
Думаю, как-то связано с "незаконченными делами". В том числе и месть. (или я не так поняла Ваш вопрос).
И вот этоублажать их в принципе бессмысленно. откуда?
vicky-taiji, по всей видимости, на психологии человека. )) Или, если красивее, на особенностях мифологического сознания.
Вопрос не очень ясно сформулирован, лучше уточнить: какого плана ответ вы хотите?
я вообще просто хотела понять, почему вроде как везде мертвые чуть не как святые, либо просто нейтрельные, а в иных историях они мсят, пока не прибьют все вокруг/весь род на протяжении 10 веков/всех новых хозяев их прежнего дома и тд
Это уже хотелось бы с конкретными вещами рассматривать, ибо, полагаю, влияет менталитет-с и отношение к загробной жизни в принципе (модели, конечно, схожи, но детальки отличаются).
Потому, что мертвые - они разные.
Одно дело ушедший в окружении детей и внуков милый старичок (или даже уважаемый всеми патриарх), и совсем другое человек, ушедший, допустим, в ярости, с мукой и проч.
То самое мифологическое сознание не видит разницу материального и "мысленного", поэтому для него если есть сильная эмоция, она должна себя проявить в материальном мире. Плюс, для мифологического сознания мир ни в коем случае не хаос, в нем нет случайностей, он упорядочен и подчиняется достаточно строгим законам - отсюда все эти воздаяния и т.п. Если приблизительно, то как-то так.
и, возможно, я путаю синее с соленым, но мертвяки были хозяевами подземного мира как, например, русалки в воде (в поле?), домовой в доме, а леший в лесу.
то есть получается, что (если вообще верить в духов) умерший не по своей воле в принципе потенциальная машина убийства?
но ведь это не так?
vicky-taiji, в каком смысле "не по своей воле"? (И тут, боюсь, вообще придется спрашивать, что такое "воля" для человека того периода, когда духов "только придумали" )
это очень распространено у американцев, британцев и японцев.
vicky-taiji, не поняла, наверное. А если убивать из зависти, это разве не по своей воле?
Хотя формулировка "умерший не по своей воле" относится почти к любому умершему за исключением самоубийц и небольшой группы "готовых к смерти", в сущности.
Интересует скорее не бумажный первоисточник, а то, на чем это вообще могло быть основано, как факт.
Как факт это основывается на древне Вавилонском обряде почитания умерших. Исток вероучений, основополагающие религиозные догматы которые растеклись по цивилизациям начали кочевать от культурного, научного и фантастического просветления шумерских и вавилонских жрецов, далее идеи развивали. Самый первый культ посвященный ублажению мертвого был культ Мардука, историки полагают что в этом культе было заключено почитание Нимрода, самого первого царя междуречья, царя Вавилона, внука Ноя, он славился жестоким нравом и утверждается что любил жестокие развлечения, согласно некоторым заявлениям он любил разъезжать в своей колеснице по городу, рассекая толпу приделанными шипами и косами к колеснице, он и основал город Вавилон и еще пять городов, был первым царем людей и крайне жестоким, люди боялись его при жизни и после смерти, Мардука изображают в виде рогатого дракона. Стоит понимать что Нимрод это прозвище, а не настоящее его имя, под этим прозвищем его знали современники и их потомки и оно точно его характеризовало, имя "Нимрод", происходящее от [марадх], что значит "мы восстанем", как звали того человека и кто он был, не известно, осталось лишь это восточное прозвище.
Для древнего человека духи-предки как бы были защитники и покровители. Кроме того, они ассоциировались с силами природы. Охотники поклонялись своему первопредку-зверю чтобы он помог им поохотиться и т.д. Совершая ритуалы ублажения предков древний человек пытался расположить к себе силы природы, в отсутствие научных знаний это был единственный способ с ней как-то договориться. Поэтому представлялось очень важным чтить мертвых.
Ну и соответственно родился сюжет о наказании за несоблюдение ритуальных правил.
Как выше сказали, это из-за свойств мифологического мышления, который воспринимает мир через систему оппозиций: верх-низ, чистое-нечистое, своё-чужое и т.д. Изначально к своим мёртвым, т.е. к умершим людям своей семьи/племени/рода относились без страха, они были скорее защитниками и покровителями. Но при соприкосновениями с другими народами наши первобытные увидели и их могилы. И перенесли на них оппозицию "чужой", а всё чужое - плохое, а зачастую - ещё и агрессивное. Потом как "чужие" стали маркироваться покойники вообще. Следовательно, надо их как-то ублажить. Ну, и да, родился сюжет о наказании за несоблюдение правил.