Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально. Коко Шанель
Вопрос решен!
Возник вопрос: в предложении
- Можете идти, - сказал он и, помолчав, добавил, не поднимая глаз (?) - спасибо (Спасибо) вам.
на месте (?) какой должен быть знак препинания:
, (.)
или
:
Мой вариант запятая или точка. Так как это оформление диалога по схеме, которая есть в любой книжке по-русскому языку, у Грекова и приводится в моей любимой методичке выпущенной кафедрой.
- П, - а, - п
или
- П, - а. - П
Вариант подруги по Розенталю
Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).
- П, а:- П
подтверждение ее мнения из классики
читать дальше
Не мучиться и постуйте, хочется разобраться с точки зрения русского языка.
Возник вопрос: в предложении
- Можете идти, - сказал он и, помолчав, добавил, не поднимая глаз (?) - спасибо (Спасибо) вам.
на месте (?) какой должен быть знак препинания:
, (.)
или
:
Мой вариант запятая или точка. Так как это оформление диалога по схеме, которая есть в любой книжке по-русскому языку, у Грекова и приводится в моей любимой методичке выпущенной кафедрой.
- П, - а, - п
или
- П, - а. - П
Вариант подруги по Розенталю
Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?» (Горький); «Покорно благодарю, – отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: – Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).
- П, а:- П
подтверждение ее мнения из классики
читать дальше
Не мучиться и постуйте, хочется разобраться с точки зрения русского языка.
Вики говорит:
Двоеточие — знак препинания в виде двух, расположенных одна над другой, точек ( : ), употребляемый для указания на то, что часть текста после него связана причинными, пояснительными и т. п. смысловыми отношениями с частью текста перед ним.
ставится между двумя частями сложного бессоюзного предложения, когда вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой, либо вторая часть поясняет первую, либо вторая часть дополняет одно из слов или словосочетаний первой.
мы ведь поясняем, что именно герой там спросил-добавил. так что для меня двоеточие логичнее запятых.
Это редкий случай.
По стандарту там запятая, если "спасибо" с маленькой буквы. Если с большой, должна быть точка.
для меня двоеточие логичнее запятых.
Я вас умоляю. >< Речь в Вики идёт о предложениях без прямой речи!
Не помнящий правил русского языка, мимо проходил
Запятая там тоже никак не мешает.
Интуитивно поставил бы двоеточие
Интуиция подводит, сама говорю как правописатель-интуит.
orthographia.ru/punctuatio.php?sid=138
нагуглила вот что-то
прямойавторской, конечно, речи ставится двоеточие. Не знаю, что у вас за методичка, может, просто не все случаи в ней расписаны.Глагол высказывания, если что, это слова "сказал/добавил" и их разнообразные синонимы.
Правило про глагол со значением высказывания - частный случай и дополняет основные правила оформления диалогической и прямой речи.
Вы в своих схемках забыли ещё одну, а именно:
А: - П.
(с началом диалогической речи после слов автора или с новой строки, что чаще, но не обязательно:
А:
- П.)
И рассматриваемое здесь правило является совмещением этой схемы с теми, которые у вас приведены. Фактически, это может выглядеть как угодно, хоть так:
- П, - а: - П. (как в приведенном примере из классики)
Хоть так:
А:
- П, - а. А. А. А. А: - П.
Вася посмотрел на Машу и сказал:
- Дорогая, будь умницей! - и улыбнулся. Поворошил в костре угли, почесал затылок. Помолчал ещё немного и наконец добавил: - Я тоже постараюсь.
- это пример не из классики, если что.
Он верный, но он менее "стандартный", так что отталкиваться лучше от запятой, а не от двоеточия.
Значит, что действительно реже встречается. В своё время мне ни разу не попадались справочные материалы, где бы двоеточие значилось как один из основных вариантов, а вот запятая и точка - постоянно, как у Розенталя. Может быть, материалы были старые, не спорю. Во всяком случае, в данном варианте запятая уместна не меньше, чем двоеточие.
Источник уверенности: всю жизнь так пишу, и ни в одной из десяти моих изданных книг редактора никогда этого не исправляли.
В своё время мне ни разу не попадались справочные материалы
если это были справочники для школьников, то вполне возможно, потому что в школьном курсе это (именно особенность с постановкой двоеточия) не проходят. Но это не значит, что запятая там более уместна. Она там не уместна, а является ошибкой.
Впрочем, недавно правила упростили, уже и кофе - «оно».
Я про что и говорю.
если это были справочники для школьников
Вообще-то я в своё время работала корректором, и редактор никогда не переправлял мои запятые на двоеточия. Но я понимаю, для вас наверняка все несогласные - школьники, это бывает.
это не значит, что запятая там более уместна. Она там не уместна, а является ошибкой.
Она там уместна.
Розенталь: www.evartist.narod.ru/text1/52.htm#з_03
121, п. 6
Повторяю - пока я работала корректором, а я тогда держала под рукой множество разных источников, она была уместна. Возможно, сейчас это уже и не так.
Тем более странно от вас это слышать.
Ну хорошо. По правилам, если первое предложение прямой речи закончено, и между ним и вторым предложением стоит авторская речь, она должна заканчиваться точкой (по общему правилу). И что, вы поставите точку вот так:
- Нет! - возмутился Павел, но потом, поразмыслив, сказал. - Ладно, я подумаю.
?
Но я понимаю, для вас наверняка все несогласные - школьники, это бывает.
Додумывать за человека - это запрещённый приём. Это бывает.