Хорошо там, где я.
Наверное, к историкам вопрос.
Почему за все годы советской власти ни разу не поменяли название седьмого дня недели в СССР? Страна 100% атеизма. Сама себе внутри себя хозяйка. Держава. За железным занавесом. Но всю жизнь писала в своих календарях "ВОСКРЕСЕНЬЕ". Это же решительно анти-атеистическое понятие. Почему ни Ленин, ни Сталин, ни Брежнев ни один член КПСС не покусились на это? Или были годы без дня воскресенья?
Почему за все годы советской власти ни разу не поменяли название седьмого дня недели в СССР? Страна 100% атеизма. Сама себе внутри себя хозяйка. Держава. За железным занавесом. Но всю жизнь писала в своих календарях "ВОСКРЕСЕНЬЕ". Это же решительно анти-атеистическое понятие. Почему ни Ленин, ни Сталин, ни Брежнев ни один член КПСС не покусились на это? Или были годы без дня воскресенья?
ИЛи вот например воскрисенья по англиский Sunday, от слова sunedai, "день солнца" языческий празничек. А у них там инквизиция была и все такое, но не отменили же)
Ой ли.
И страной стопроцентного атеизма СССР никогда не был. Ни на заре своей жизни, когда большинство людей ещё "старорежимно" верили в Бога или, по крайней мере, соблюдали обряды. Ни в войну, когда государство активно поддерживало церковь, понимая, что именно вера поможет людям выстоять, особенно в тылу. Ни в застойные времена, когда православие было очень модно (вроде как одна из форм протеста), и все поголовно крестились и обращались к вере.
Мало кто занет истиное значения слова)
Вы хотите сказать, что у существительного воскресение или глагола воскресать много значений? Или думаете, что люди России и КПСС глупее нас с Вами? Нет.
DDD,
Партия была одна. Не стать октябрёнком или пионером с определённого времени было решительно невозможно. 100% граждан страны носили пятиконечную звезду и не имели возможности носить крест на шнурке, допустим. Крест прикалывали булавкой к майке, комбинации с обратной стороны. Исповедовать нечто кроме атеизма в СССР можно было только тайно или в ущерб репутации, качеству жизни и просто свободе. Ведь человек становился антисоветчиком. А это было небезопасно.
А спасибо потому и стало усечённым. Именно годы СССР. Потому что:
1. Спаси тебя Господь.
2. Спаси Бог.
3. Спасибо.
От первоначальной и верной формы благодарности остались рожки да ножки.
Не соответствует истине. Открытое посещение церкви могло повредить карьере, потому что предполагалось, что коммунист должен быть атеистом, но посещение церкви антисоветчиной не считалось.
Я склонна поддержать автора этой цитаты:
люди просто глупостью не занимались
Это слово уже настолько вошло в обиход, что насаждать вместо него - да по такой логике и не одного него, на самом деле - другое (другие) было бы очень долго, сложно, муторно и бессмысленно.
Собственно, ссылка Шано эту бессмысленность подтвердила.
но посещение церкви антисоветчиной не считалось.
Я один раз за пионерское детство была в храме. На троицкую родительскую субботу. С лучшей подругой мамы. Мне мама дала красивый платочек с матрёшками и пять рублей. Но сама-коммунист не пошла, как я её ни уговаривала.
Уже году в 90-м я узнала от друзей, что детей пропускали в церковь только в Пасху, Рождество и Троицу. Во все прочие дни ребёнка держал за руку милиционер. У ограды церкви. Вовне. А взрослый мог пройти.
Проблемным было крещение. Рядом с женщиной в крестильной сидел некто в штатском. Если человек крестился до перестройки, то этот тип списывал паспортные данные. Тут же по телефону и своим каналам узнавал место работы гражданина. И звонил туда срочно. Дирекции или в отдел кадров. А дальше всё было на откуп и инициативу конкретного начальства. Но! Почти каждый директор СССР был коммунистом. Отсюда следует... ничего хорошего.
Talie, не хотите же вы сказать, что до семнадцатого года этого слова (в такой форме) не существовало?
А как же Пушкин, Грибоедов, Толстые, Салтыков-Щедрин и т.д.? У всех них встречается в произведениях слово "спасибо".
Простите, но это полный бред. Ничего подобного не было. В детстве я иногда оказывалась в церквях (в основном, как в музеях), попадала и на службы — никаких милиционеров вокруг не наблюдалось.
Вообще, конечно, хорошо бы определиться, о каком именно периоде идёт речь. Советское время — понятие очень растяжимое, за семьдесят лет постоянно что-то менялось.
100% граждан страны носили пятиконечную звезду
Простите, о какой звезде идёт речь? Об октябрятской звёздочке? Ну да, её поносили те, чьё детство пришлось на период от послевоенных годов до перестойки. Но это не сто процентов населения. А никаких других звёзд (если не брать во внимание военных и орденоносцев) больше никто не носил.
не имели возможности носить крест на шнурке, допустим. Крест прикалывали булавкой к майке, комбинации с обратной стороны.
Опять же ничего подобного. В семидесятые и начале восьмидесятых многие носили кресты на цепочке (шнурке), это было своего рода шиком.
Бредятина полнейшая.
По крайней мере в 80-х в церковь ходили свободно кто хотел. Батюшки разъезжали на чёрных "Волгах", а милиционеры были там где им положено - на службе.
По республиканскому радио каждое воскресение или субботу, не помню точно, шла программа "Для верующих и неверующих" . Разумеется, была там в основном атеистическая пропаганда, однако диспуты с верующими велись в подчеркнуто корректной форме, с цитатами из священного писания и классиков марксизма. Никто не клеймил там верующих как наемников империализма.
Люди, я вам завидую. И вашим родителям тоже.
А Вы омич? Не, у нас и сейчас немного храмов. На весь левый берег Иртыша 2 церкви. На правом штук 5-7. Три из них ОЧЕНЬ маленькие. Две, фактически, за городом. А город из пятиэтажек, потому протяжённый.
Но — да. Кто живёт непосредственно около храма, тот вынужденно слышит весь уставный колокольный звон. Но службы в маленьких церквях бывают только в субботу/воскресенье. Плюс большие праздники. А старые соборы стоят как бы в парке. До домов идти прилично. Но в каждом городе свои особенности. В Самаре так — в Москве эдак.
Кстати о Самаре. Когда я там первый раз побывала лет десять назад, то тоже удивилась малому количеству церквей — это в крупнейшем-то купеческом городе! Явно, что всё посносили в советские времена. И мне это грустно. Будучи неверующим человеком, я рано научилась отделять искусство от религии. Для меня церковь — это архитектурный шедевр, а колокольный звон — чудесная музыка.
Согласна. Сама недавно для себя уточнила этот вопрос. То, что "крещение не смывается" в данном случае означает только то, что не будет, не бывает перекрещивания человека при варианте судьбы:
— меня крестили в младенчестве
— я выросла и сознательно стала буддистом/мусульманином/католиком/атеистом/баптистом и.т.д.
— в какой-то момент передумала и вернулась в православие
Вот и всё. Не больше. Так что не заморачивайтесь НИКАКИМИ мыслями о мерзости родителей, простите их, махните рукой на страницу прошлого, стройте духовную жизнь по собственным убеждениям. Вы свободны как лайнер в синем море.
да таких размеров, что весь старый район подавит. Отвратительно.
Если так, то плохо. Но храмы и ландшафт города проектирует бюро архитекторов. Как и мосты новые или особо яркие здания в городах. У архитектора какие-то свои резоны. И во все времена человек так же, как Вы, как все мы, задумчиво, далеко не всегда радостно смотрел на церкви. Ничего нового под этой луной)))
«Странная любовь!» — думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна. В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него... «Странный город! — говорил я себе, думая об Охотном ряде, об Иверской, о Василии Блаженном. — Василий Блаженный — и Спас-на-Бору, итальянские соборы — и что-то киргизское в остриях башен на кремлевских стенах...»/И.Бунин, "Чистый понедельник"/
В советские времена было не такое изобилие, конечно, но желающие крестились, венчались, отпевались и проч.
двух церквей на миллион - за глаза.
Неправда. Я недавно приводила пример: в последний праздник Курбан-Байрам около соборной мечети Санкт-Петербурга собирались на молитву 40000 (прописью: сорок тысяч) мужчин. Тихо собрались, тихо разошлись. Но когда храмы по объективной причине не в состоянии вместить большинство желающих праздновать, когда в храм не отпустишь своего ребёнка-подростка, потому что езды аж два часа и мало что в пути может случиться — это нехорошо.
Пример привела потому, что на четыре с половиной миллиона жителей в этом городе именно две мечети. За глаза?
Ислам популярен так же: его насильно вгружают ребенку, пока тот неспособен к выбору.