“Remember me when you do pray, that hope doth lead from day to day." (Anne Boleyn)
Это будет крайне странный вопрос.
Знаете ли вы какое-нибудь произведение из художественной литературы (роман, сказка, пьесса, глава чего-нибудь итд - что угодно, кроме маленьких стихов), в котором бы говорилось о...
- диалектике реальности: социальная реальность определяет человека (бытие определяет сознание), но он тоже влияет на окружающую его действительность (или социальный свет <-> биологический свет: социальные нормы основываются на особенностях организма, но также могут влиять на организм - например, человек придерживается строгого режима дня или определённых пищевых привычек: будет блевать, если съест насекомое, кусок свинины, хотдог на улице).
- том, что человек становится человеком только в обществе. И свою приобретённую цивилизованность не потеряет даже если, как Робинзон Крузо, окажется на необитаемом острове.
- том же, о чём и в Пигмалион/My Fair Lady.
- Паноптикуме. И которое можно было бы связать с книгой Мишеля Фуко Надзирать и наказывать
Знаете ли вы какое-нибудь произведение из художественной литературы (роман, сказка, пьесса, глава чего-нибудь итд - что угодно, кроме маленьких стихов), в котором бы говорилось о...
- диалектике реальности: социальная реальность определяет человека (бытие определяет сознание), но он тоже влияет на окружающую его действительность (или социальный свет <-> биологический свет: социальные нормы основываются на особенностях организма, но также могут влиять на организм - например, человек придерживается строгого режима дня или определённых пищевых привычек: будет блевать, если съест насекомое, кусок свинины, хотдог на улице).
- том, что человек становится человеком только в обществе. И свою приобретённую цивилизованность не потеряет даже если, как Робинзон Крузо, окажется на необитаемом острове.
- том же, о чём и в Пигмалион/My Fair Lady.
- Паноптикуме. И которое можно было бы связать с книгой Мишеля Фуко Надзирать и наказывать
В состоянии волчьего голода блевать не будет никто, поверьте.
1. Бальзак «Человеческая комедия», почти все романы Эмиля Золя. Теодор Драйзер (собрание сочинений). Множество произведений из направления социалистический реализм и.т.д.
3. Древнегреческий миф «Пигмалион и Галатея», сказка Евгения Пермяка «Золотой гвоздь».
А вот про второй и, особенно, про третий пункт можно поподробнее, а то не уверена, что правильно вас поняла. Что значит "О том же, о чём "Пигмалион"? Как человек под влиянием воспитания (обучения) переходит из одной социальной среды в другую? А второе — про людей, оказавшихся в вынужденной изоляции?
"Повелитель мух".
А, тогда Голдинг не подходит, прошу прощения.
Упс, опоздала.
Второе "Побег из Шоушенка" (с оговорками). Или совсем беллетристика не подходит?
"Обломов"
Мне кажется, с ним есть подвох: чувак не одичал как раз потому, что изначально был не вполне социализирован.
Оруэлл "1984": Большой Брат как повсеместный надзиратель...
Дада, абсолютно правильно поняли.
Talie, не в состоянии голода, а если вдруг среднестатистический россиянин увидит миску с червями или если ему после обеда скажут, что мясо было собачье. Многие ведь даже кроликов-лосей-оленей-кенгуру не могут есть, от одной мысли становится грустно-тошно)) Когда нам преподавательница-чешка приводила в пример на одном из семинаров рагу из кролика, как само собой разумеющееся, вся группа, состоящая из граждан РФ и Украины, машинально скривилась и вытаращила глаза в ужасе. "Ведьэтожекролик!!!". Я один раз ела мясо кролика и один раз стейк из кенгурятины - оба раза чувствовала себя крайне странно и нехорошо, как будто иду против природы, хотя для европейца или австралийца в этом нет ничего необычного.
А можно комментарий к этим произведениям?
мартобрь, погуглите Робинзонаду ого, даже не думала, что есть целый жанр оО Спасибо!
Mattamy, А паноптикум вас именно в значении тюрьмы интересует? дада, именно "идеальная тюрьма".
"Госпожа Бовари", "Побег из Шоушенка", "Обломов" Спасибо! Особенно насчёт Побега - как-то даже и не думала о нём (а ведь идеально подходит!).
Я пока могу писать только о книгах, где говорится о том, что человек не теряет человеческое лицо попав в условия изоляции или куда-то вроде концлагеря. Об обратном пока будет сложно развить мысль из-за ограниченного списка с теориями, поэтому не рискну. Но заинтриговали - Как только допишу эту курсовую, пойду читать Повелителя мух, XDD
И можно тоже комментарий насчёт Госпожи Бовари и Обломова?
В "Госпоже Бовари" героиня тоскует в своей мелкобуржуазной среде, стремится из нее вырваться, жаждет высоких чуйств - и не может, потому что сама - такая же мещанка, как и те, кто всегда ее окружал; к большой любви она не способна, переживания ее мелочны, а мечты - пошлы.
В "Обломове" - деятельное желание героев переделать человека и адаптировать его к меняющейся социальной среде. Правда, в отличие от "Пигмалиона", безуспешное.
Такой литературы немало. Юлиус Фучик, Солженицин, Варлам Шаламов, Губерман (только недавно прочла его "Пожилые записки", там замечательно эта тема освещена) — вот только навскидку.
человек под влиянием воспитания (обучения) переходит из одной социальной среды в другую?
Продолжается поток сознания.
Джон Брэйн "Путь наверх" и "Жизнь наверху". Пьесы Островского "Женитьба Белугина", "Бешеные деньги". Фрэнсис Ходгсон Бёрнетт "Маленькая принцесса" и, в какой-то степени "Маленький лорд Фаунтлерой". Мольер "Мещанин во дворянстве". "Золушка" и бесчисленные вариации этого сюжета в женских романах.
Так, чувствую, меня уже понесло... Хоть что-то из этого подходит? Если да, скажите, что именно, будем дальше мыслить в нужном направлении.
Эк вы её, бедолагу...
Плюсую Е. Гинзбург
человек под влиянием воспитания (обучения) переходит из одной социальной среды в другую?
"Ярмарка Тщеславия", но там туда-обратно и продвижение с воспитанием не связано, скорее с житейской хваткой
Оладушка, Юлиус Фучик, Солженицин, Варлам Шаламов, Губерман (только недавно прочла его "Пожилые записки", там замечательно эта тема освещена) ооо, замечательно. А могли бы вы назвать конкретные произведения у первых трёх?
О Золушке я тоже думала, но там как-то всё слишком по-сказочному. И принца она встретила, и в среду влилась без проблем. Мольер "Мещанин во дворянстве" - ооо, точно!!!
С таким списком литературы, кмк, я могу уже как минимум всей группе советовать книги для курсовой, если не всему курсу, XDD
Солженицин "Архипелаг ГУЛАГ", "Один день Ивана Денисовича", "В круге первом"
Шаламов "Колымские рассказы".
но там как-то всё слишком по-сказочному. И принца она встретила, и в среду влилась без проблем
Ну так "золушкин" сюжет столько раз обыгрывался... В кино, правда, ещё чаще, чем в книгах, но и в литературе историй о бедной, но честной девушке, достигшей счастья и успеха благодаря труду и добродетели, полным-полно. То же "Дамское счастье" уже упомянутого Эмиля Золя, "Джен Эйр" Бронте и так далее.
Кстати, если маленькие произведения тоже годятся, могу предложить рассказы О.Генри. Например, есть у него замечательная история "Разные школы" о девушке с ранчо, которая приехала в большой город и попала в высшее общество.
если вдруг среднестатистический россиянин увидит миску с червями или если ему после обеда скажут, что мясо было собачье.
Не знаю. Мои знакомые после еды в какой-то китайской забегаловке случайно узнали, что ели собачье мясо. Было дело. В обморок не попадали. Как-то смирились с этим фактом.
Многие ведь даже кроликов-лосей-оленей-кенгуру не могут есть, от одной мысли становится грустно-тошно))
Хоть убейте, не могу понять: какая концептуальная разница между съедением кролика — или курицы, или коровы, или поросёнка.
А можно комментарий к этим произведениям?
Извините? А шнурки погладить Вам не надо? Если не читали и читать не хотите — возьмите в библиотеке первые тома собраний сочинений. Там есть прекрасные вступительные статьи. И отличные комментарии после каждого романа. Или можно взять учебник зарубежной литературы XIX-XX века. Большим не помогу.
Вот итог, вывод, который приводит автор и который является последним абзацем книги:
Человек и его время неразделимы!
Ни в прошлом, ни в будущем человек не может быть счастлив. Его счастье - в настоящем, каково бы оно ни было. В том, с чем он связан бесчисленными нитями с момента рождения, в том, что создало и сформировало его сознание и восприятие окружающего мира.
И вне этого мира для человека нет и не может быть подлинной жизни.
Разум человека живет в среде, в которой он создан.
И эта среда для него единственная.