1. Кто ещё, кроме Фёдора Шаляпина, Марка Рейзена, Муслима Магомаева, Георгия Петрова интересно и хорошо исполнял "Куплеты (арию) Мефистофеля"? ("Харизму" и "Агату Кристи" знаю, интересно, но нужно именно классическое исполнение).
2. Какие баритональные партии оперы и опперетты считаются самыми сложными и интересными, становятся для артиста, исполнившего их, своего рода знаком наивысшего качества как с вокальной, так и с актёрской стороны?
3. Кроме Мефистофеля есть ещё басовые партии, которые исполняли баритоны? То же самое и о тенорных партиях/ариях - какие из них пели баритоны?
2. Какие баритональные партии оперы и опперетты считаются самыми сложными и интересными, становятся для артиста, исполнившего их, своего рода знаком наивысшего качества как с вокальной, так и с актёрской стороны?
3. Кроме Мефистофеля есть ещё басовые партии, которые исполняли баритоны? То же самое и о тенорных партиях/ариях - какие из них пели баритоны?
Что касается перехода тенор - баритон, то есть переложение "Вертера" Массне, где Вертер - баритон. Ну и, это отчасти и на 2 вопрос, партия баритона в "Кармине буране" идет с постоянным перехлестом в теноровый диапазон.
Когда пытались несколько лет назад устроить конкурс баритонов, всех, помнится, заставляли петь Эпиталаму Нерона. Но не уверена, из-за сложности ли это (хотя она, да, сложная) или потому, что конкурс был имени Лисициана
2. Князь Игорь (Бородин). Фигаро, Дон Жуан и Папагено — Вольфганг Амадеевич Моцарт, Руслан (Глинка),
Пуччини: Марсель («Богема»), Скарпиа («То́ска»), Шарплес («Чио-чио-сан»)
Рахманинов: Алеко («Алеко»)
Демон в опере Рубинштейна, Евгений Онегин в опере Чайковского, Валентин в «Фаусте» Гуно, Риголетто в опере Верди...
Римский-Корсаков: Мизгирь («Снегурочка»), Веденецкий гость («Садко»), Грязной («Царская невеста»)
Россини: Фигаро («Севильский цирюльник»)
Чайковский: Мазепа («Мазепа»), Елецкий, Томский («Пиковая дама»), Роберт («Иоланта»).
Тореадор Эскамильо из оперы Бизе "Кармен". И т.д.
В оперетте вообще все самые знаковые, интересные и сложные арии поют именно баритоны. Это граф Данило ("Весёлая вдова"), Генрих Айзенштайн ("Летучая мышь"), принц Раджами ("Баядера"), Мистер Икс ("Принцесса цирка"), Рауль из "Фиалки Монмартра" и т.д.
Баритон — это безусловный король оперетты. А тенор обычно поёт влюблённого юнца и такого лёгкого стрекозёла (как Бони Канислау в «Сильве», как Фальк в «Летучей мыши») — играет друга главного героя.
3. Баритон вряд ли может петь партию тенора. У них разное включение головного регистра. Это - раз. И верхние ноты тенорового регистра баритон взять не способен. Разве что пропищать дохлым фальцетом с риском временной утраты голоса. Это - два.
Insolitaria, Jean Sugui, спасибо.
Talie
Баритон вряд ли может петь партию тенора. У них разное включение головного регистра.
Это понятно. Меня интересовало, были ли переложения теноровых арий в баритональные в порядке эксперимента.
Спасибо за список.
Это делается сплошь и рядом, но не выписывается нотами. Именно для концертных программ, под рояль или ансамбль инструментов. Просто пианист и вокалист сами транспонируют вещь — и всё. Обычная практика.
Это меня и интересовало - бывает ли, чтобы в сольном выступлении артист транспонировал для себя арию - например, делал пониже арию Ленского или повыше князя Игоря.
Это делается сплошь и рядом, но не выписывается нотами. Именно для концертных программ, под рояль или ансамбль инструментов. Просто пианист и вокалист сами транспонируют вещь — и всё. Обычная практика.
Если это сплошь и рядом, то наверное, у оркестра в филармонии и оперном театре есть готовые транпонировки для наиболее популярных арий.
оркестра в филармонии и оперном театре есть готовые транпонировки для наиболее популярных арий.
Это вряд ли. Только для такого редкого голоса как контртенор, наверное, могут всем оркестром играть такое. Именно изменённую по высоте арию. Потому что для контртеноров чересчур мало нотной литературы. Они ограничены ариями Россини, Вивальди, Генделя. А им хочется (и они способны) петь многие женские и просто теноровые номера. И даже инструментальные пьесы барокко или русской классики. Голос с огромными возможностями, а своей литературы маловато. Её певцы сейчас ищут по архивам и расшифровывают тоже вручную. Особенно после фильма "Кастрат Фаринелли" началась волна интереса публики к этому тембру.