дикий котанчик
Прочитала в одной из книг римского цикла Маккалоу: "Не в римских правилах было выводить на всеобщее обозрение грязных, забитых и изможденных врагов. По этой причине пленников отдавали на попечение богатым людям, в чьих домах они жили, дожидаясь триумфа того, кто их победил. Республиканский Рим никого не держал в узилищах".
Но, насколько я помню, того же Верцингеторикса, галльского вождя, держали в тюрьме Туллианум, которая предназначалась для военнопленных правителей и государственных преступников. И уж точно никто этих самых военнопленных не отдавал на попечение богачам.
Вот и думаю я: действительно существовал такой милосердный обычай, или писательница просто-напросто идеализирует Рим?
Но, насколько я помню, того же Верцингеторикса, галльского вождя, держали в тюрьме Туллианум, которая предназначалась для военнопленных правителей и государственных преступников. И уж точно никто этих самых военнопленных не отдавал на попечение богачам.
Вот и думаю я: действительно существовал такой милосердный обычай, или писательница просто-напросто идеализирует Рим?
Может быть, боеспособных военпленных держали в тюрьме, но детей и женщин раздавали по богатым домам, т.к. какая от них опасность?
Миссис Маккалоу, при всем уважении к большой проделанной ею работе, иногда малость заговаривается.
Ну и тенденция закапывать живьем весталок, пойманных на блядстве, тоже имела место. Их же не в могилу зарывали, а оборудовали нечто вроде подземной тюремной камеры и замуровывали выход. Даже еду-водичку оставляли - грешно, мол, деву Весты вот так взять и голодом угробить. Пусть немножко поживет, подумает о своем плохом поведении и как-нибудь сама помрет...
А содержание пленника не в яме смрадной, а в б-м приличном доме могло иметь под собою мотивы, далекие от милосердия... Корыстный, к примеру.
Как раз военнопленных правителей держали в максимально жестоких условиях, дабы придать им к моменту триумфа как можно более жалкий вид. Тот же Югурта — лучший пример.
Но практики многолетнего содержания в тюрьмах, насколько я знаю, не было. Как только человек переставал быть нужным, его удавливали.
Опять же, если было б выгоднее содержать пленника у себя дома - Цезарь именно так бы и поступил. Скажем, если б он за него с кем-нибудь торговался. Но нет, ему нужно было показать крах и падение данного вождя.
Между прочим, практичность - это настолько серьезное свойство римской натуры, что проявляется даже у весьма странных на голову личностей. Был такой деятель, наместник Сицилии Гай Веррес - так вот, во время суда над ним ходили слухи, что он держал у себя дома ПИРАТА сицилийского по имени Гераклеон. Пираты в то время - голимые вражины Рима, ущерб наносят серьезный, претендуют на господство где не надо... То есть долг каждого гражданина, у которого в руках оказался пират - сдать его куда следует... А Веррес гада дома держит! И вроде очень прилично содержит. А почему? За Гераклеона его же пираты заплатят, и очень много (или какой-то существенной услугой)...
Замечу вам, что Веррес был Очень Интересной На Голову Личностью. То есть к тому времени - совсем тю-тю уже. Однако свою выгоду от пленника-заложника, видите ли, соображал!
Замечу вам, что Веррес был Очень Интересной На Голову Личностью.
Я Верреса знаю только по одному оччень интересному процессу о коррупции.
Дают подсудимому слово, а тот заявляет, что да, воровал, не спорю, но судить меня нельзя, я же отечество от Спартака спас. Несколько ошарашенный суд уточняет, где, когда и при каких обстоятельствах подсудимый умудрился спасти республику от Спартака. Ну как же, обижается Веррес, Спартак в Южной Италии был? Был. А на Сицилию переправился? Нет. А кто в это время наместником Сицилии был? Я. А почему Спартак не переправлялся? Ну очевидно же,
кораблей не быломеня, Верреса, испугался. Так что освобождайте меня, дорогие судьи, и хором скажите "Большое спасибо".Но и Цицерон ошибся - насчет линии защиты. Потому что защитник молчал. Троллил молча и подсудимого, и судей, и публику, и обвинителя... Ну, во всяком случае, про Спартака не стал гнать, спасибо ему большое.
И процесс там не только о коррупции был. Там все было хуже, намного хуже... Этот психический, Веррес, очевидно, страдал чем-то вроде клептомании вкупе с манией величия - и не успокоился, пока пол-Сицилии не вынес. А кроме этого были еще и любопытные штучки, такие как незаконное лишение свободы, истязание и казни граждан...
Правильно молчал адвокат, правильно. Тут столько наворочено. что защищать ЭТО - себя не уважать. И потом, свое бабло он уже получил. ))) И не только. )))
Хм...
Я в речах Цицерона читал ответ на эту речь. И как-то предполагал, что "Отец отечества" спорил с реальным человеком, а не с собственным воображением.
"Отцом Отечества" он не был еще. Он им стал после заговора Катилины, на семь лет позже.
А с воображением своим Цицерон беседует очень регулярно. Потому что у него свои таракашки разгулялись именно на этом суде. Точнее, это не таракашки даже - это целые бронтозавры. Реальная угроза есть, что после ПРОВАЛА Цицерону останется одно - собрать манатки, жену, детей и рабов и свалить из Рима в свой Урюпинск. Сорри, Арпин. Потому что те товарищи, что стоят за Верресом - те, кто качал с Сицилии через него бабло - выпрут его и из сената, и из Города нафиг. Пипец карьере.
У Цицерона важнейшая ставка - он ставит на этот суд ВСЕ, все, что нажито честным непосильным трудом...
А глючит "кто чего еще скажет" он на тему даже не Верреса, а его защитника. И это для Цицерона еще одно - на карте стоит ВСЁ. Потому что или ты выиграешь этот суд у этого адвоката и станешь звездой и намбер уан, или ты просрешь - и станешь во главе толпы безымянных ораторов-мудаков, идущих на хуй в колонне по трое в ряд.
Так вот, все эти "и вот ты скажешь, что Веррес спас неведомо чего от Спартака" - это чистое шаманство, пронзание и вангование, как говорят аноны. Цицерон старается предусмотреть ВСЕ, что может сказать защитник. ВСЕ возможное.
Но тот его надурил - он вообще ничего не сказал и без виноватого фейса: спокойно присутствует, но... молчит, блядина. Переиграл же. Хотя формально суд выиграл Цицерон - на самом деле победила таки дружба. )))))) О даааа, там такая дружба... ))
Верреса натурально кинули - и его хозяева (не являясь наместником Сицилии больше, он никому нафиг не нужен), и его адвокат, к которому только один вопрос:
- Че молчишь?
- ХОЧУ - И МОЛЧУ.
Усё, приехали. Силой его говорить не заставишь, коль он не хочет. А его слово, если что, для римского суда - закон. Вот такая там постановка вопроса... серьезная. Этот человек рулил судами, еще когда юный Цицерон ездил в Грецию на обучение...
Не в курсе был, спасибо большое.)
Кстати, да, we do not sow опять же. ))
надо бы историю преподавать, если вы ещё не.
Куда там без профильного образования. ) Хотя да, историю Древнего мира мог бы преподавать, а вот не надо было бросать истфак. А теперь поздняк метаться уже. (
А господин Веррес - да, личность милейшая. Он и до Сицилии был хорош необыкновенно, такой, знаете, товарищ, которого на порог приличного дома пускать нельзя - обязательно серебряную солонку со стола спиздит. ))) Но это, так сказать, просто ворюга. А вот на Сицилии, где его возможности были никем и ничем не ограничены (он даже отчетов о своей бурной деятельности в сенат не писал), у него окончательно крышу сорвало. Причем, кажется, в буквальном смысле. Когда ему там что-то не дали (не то коврики какие-то, не то гобелены, не то еще какую-то солонку) - реакция была офигенная. СЛЕЗЫ НА ГЛАЗАХ, истерика натуральная!
Ну все, довели хорошего человека - воровать не дают!
Фигня в том, что подобные психические расстройства в Риме не диагностируют - некому - и не лечат - нечем. К тому же, товарищей с истероидной акцентуацией было тогда полно. Но у Верреса уже не акцентуация - у него пограничное состояние же... Усиленное, между прочим, алкоголизмом. Гулял он на Сицилии дико, свирепо... Заодно переимел всех почтенных жен, нет бы просто блядей - так ему вынь-положь именно жен... чуть ли не бордель там из них организовал. Такая личинка Калигулы.
Слава богам, ни Цицерон, ни адвокат Верреса его не видели в таком виде непосредственно, так, просто инфу собрали. А если б увидели - оба бы офигели начисто.
Он там еще какие-то празднества религиозные требовал перенести на другое время, чуть ли не календарь пытаясь перекроить...
Как спросил мой приятель:
- А его точно зовут Веррес?
- Ну да, а как еще?
- Ну, может, Навин. Он солнце там остановить не пробовал?..
Допьется - попробует, чо.
Ну коли он всеобщая радость... Цицерон вообще стебался:
- Почему Веррес спиздил статую Афродиты, но оставил постамент с греческой надписью? Ах да. Он же не умеет читать по-гречески...
(отменное оскорбление. В Риме повальная грамотность всеобщая, а люди из сената и говорят, и читают по-гречески как на родном, адвокат Верреса позволял себе непосредственно на форуме переходить с латыни на греческий, и какбэ его все понимали...)
Шутки шутками, но у Верреса проблемы с греческим языком действительно были - он, возможно, говорил и на слух понимал, а вот читать-писать на нем не умел... Ну, кто сказал, что создание, подобное Верресу, в школе хорошо училось?
Кстати о писанине. Цицерон, спасая свою жопу ото всея Рима, между прочим, на этом суде до пакости полной дошел.
Чужие письма читать нельзя. Если они личные. А он читал...
Все очень просто - меня заинтересовала личность его адвоката. Соответственно, все процессы с участием этого парня я изучил. Суд над Верресом - просто самый грандиозный и страшно прикольный: там чудес-в-решете полно. Например, Цицерон с куриной слепотой: он очень долго не понимал, что вообще связывает подонка Верреса и его адвоката, они же не друзяшки, нет?!
Они ровесники и вполне могли дружить еще в школе. А адвокат Верреса - в этом смысле порядочный человек. Если Веррес не напакостил лично ему - он с ним сохранит хорошие отношения. У него есть подобный пример в биографии - как он вот так же с Ужосом, Летящим На Крыльях Ночи, сохранил хорошие отношения - потому как ему этот Ужос в компот не плевал.
И потом, Цицерону надо со свечкой стоять по ночам, чтоб видеть, кто ходит к этому парню в гости и зачем. А к нему до черта ходило всяких-разных и днем, и ночью... Фишка в том, что область деятельности Цицерона ДО этого суда - условно, гражданское право.
А право бывает еще и уголовное. И адвокат Верреса как раз по уголовке спец. Убийства, насилие, прочий подобный пиздец - никто лучше него не разберется. Соответственно, он общается, когда никто не видит, с такими товарищами, что Цицерон в обморок упадет...
А адвокат Верреса - в этом смысле порядочный человек. Если Веррес не напакостил лично ему - он с ним сохранит хорошие отношения. У него есть подобный пример в биографии - как он вот так же с Ужосом, Летящим На Крыльях Ночи, сохранил хорошие отношения - потому как ему этот Ужос в компот не плевал.
хех,ну вот в таком случае «порядочность» под большим вопросом,наоборот. но не спорю,конечно: кому-то важнее сохранить лицо перед друзьями,кому-то — перед идеалами.
Это Цицерон у нас с идеалами.... Правда, почему сей малый с идеалами выглядит форменным предателем-перебежчиком типа "кто сильнее, тот и прав", а тот самый адвокат Верреса, парень далеко не идеальный, никогда своих не предавал - загадка, правда?..
У Цицерона вот не было - у него был инстинкт выживания.
У Цицерона вот не было - у него был инстинкт выживания.
Который его неслабо и подвел. Сначала в изгнание отправили и дом снесли. А потом и руку с головой вместе отрубили.
Девушка, что ж вы так убиваетесь - вы же так не убьетесь.
Люблю собственную байку про эти письма.
Цицерон пишет другу Аттику:
"Все, я готов, завтра убьюсь нафиг!"
Аттик - Цицерону:
"Ты живой? Не надо, пожалуйста!"
"Все равно убьюсь!!!"
Аттик в отчаянии - Цицерон где-то там вот-вот самовыпилится, надо че-то делать!
Не придумал ничего лучше, как написать дружку - уже дружку Цицерона. Тому самому адвокату Верреса.
"Квинт, он хочет самовыпилиться!"
"ОК, понял."
Следующие письма Цицерона - все такие жизнерадостные! Мысли о суициде как отрезало!
"Квинт, ЧТО ты ему написал?"
"А, ничего. Так, сказал - вот ты помрешь, а там, за Стиксом, тебя ждет КАТИЛИНА!"