Здесь и сейчас!
Кривоватый вопрос про литературу и школьную программу.
Насколько я помню, литературу мы с 5го изучали как историю - с начала времен и до современности (ну отдельно всяческие стихи, потом разделение на родную и зарубежную пошло). Но вначале именно по времени создания произведения.
Одновременно наращивалась сложность произведений (или глубина их раскрытия на уроках).
Вот из-за этого вопрос: действительно ли сложность проблем в произведениях, так сказать, необходимый для понимания опыт и кругозор наращивались исторически? (Извините, я уже давно технарь, но мысль, думаю, понятна).
Конечно, с Мастером и Маргаритой (что это для 11класса) вопросов не возникает, например. Древний эпос, греческие мифы (в цензурной детской редакции) похожи на сказки или сериал, вполне сойдут и для 5 класса. Но остальные произведения? Получается, писатели, жившие с разницей в 200 лет стоят на разном уровне, вне зависимости от их возраста? И у последнего уже более сложно все? Или суждение в корне неправильно и просто их подогнали под программу так?
Насколько я помню, литературу мы с 5го изучали как историю - с начала времен и до современности (ну отдельно всяческие стихи, потом разделение на родную и зарубежную пошло). Но вначале именно по времени создания произведения.
Одновременно наращивалась сложность произведений (или глубина их раскрытия на уроках).
Вот из-за этого вопрос: действительно ли сложность проблем в произведениях, так сказать, необходимый для понимания опыт и кругозор наращивались исторически? (Извините, я уже давно технарь, но мысль, думаю, понятна).
Конечно, с Мастером и Маргаритой (что это для 11класса) вопросов не возникает, например. Древний эпос, греческие мифы (в цензурной детской редакции) похожи на сказки или сериал, вполне сойдут и для 5 класса. Но остальные произведения? Получается, писатели, жившие с разницей в 200 лет стоят на разном уровне, вне зависимости от их возраста? И у последнего уже более сложно все? Или суждение в корне неправильно и просто их подогнали под программу так?
Хотя "Мастера и Маргариту" я с удовольствием читал во втором классе. Возможно, не понимая всех моментов и тонкостей аллюзий и сатиры, но с удовольствием.
И "Войну и мир" читал лет в 10-11. И ничё, не умер от передозы информации.
естественно. усложнялись и развивались выразительные средства, литературные приемы, социальный контекст. единственное, что реально усложняет чтение древних текстов — это обилие речевых архаизмов, примет тех времен и метафоры, которые были гораздо более понятны жителям тех времен, чем нам.
но это не значит, что кто-то «хуже» или «лучше» только на основании той эпохи, в которой он пишет. гораздо важнее не сами приемы, а умение их использовать и то, что в них раскрывается.
Смотря какие мысли.
"Золотой осел" и "Метаморфозы", философы, Марк Аврелий, Сенека...эта логика должна работать и в обратную сторону. на какой стадии, по мнению этого ученого, тогда находится современное человечество? и когда оно умрет от «старости»?
*Fifi*, с Метаморфозом – просто. Одно дело половой вопрос, другое – мысли об устройстве мира. Я вот тоже в детстве считала, что всё двигается потому, что какой-то человек или животное это толкнул.
Современное представление о мире тоже на чём-то основывается. Надо знать эти основы, чтобы понимать, почему сейчас именно так, а не иначе. Поэтому изучать что-то более новое раньше, чем что-то старое – очень неэффективно.
ну тогда это ненаучно. и так понятно, что люди сейчас накапливают больше информации с раннего возраста, чем в прошлом. а современность люди начали вопринимать, как современность, кстати, сравнительно поздно.
Этот как? А раньше как воспринимали?
особенно если почитать учебники для 5-го класса
у меня ребёнок - отличник.
учится в гимназии.
то что они проходят это одно, а то что они реально ПОНИМАЮТ из пройденного - отдельная, печальная история.
не могу вспомнить исследование, в котором рассматривался этот вопрос, но суть в том, что раньше люди думали, что «Минуют века и тысячелетия, но меняться будут лишь имена королей да названия выигранных ими битв». жизнь аграрных обществ не менялась столетиями, была подчинена жесткому циклу, завтрашний день ничем не отличался от вчерашнего, а соответственно, и не возникала потребность в формировании концепта «современности».
Пушкина тоже дважды проходят)
Да, в старшей школе так вообще литературу проходят на исторической основе, а в средней - просто отдельные произведения.
С другой стороны есть и произведения, которые (Радищев, Путешествие из Петербурга в Москву) по хронологии включены в программу, но фактически проходят мимо ушей, потому что сложно воспринимаются.
(я только что с ~экзамена, где будущие учителя, половина минимум, так и не осилили Радищева
Что касается уровня писателей разных эпох... Тут не в сложности даже дело, а в нормативности. Сравните произведения классицизма, где четкое деление на положительных и отрицательных героев, разум всегда побеждает, крайняя дидактичность и романтизм, где герой — сложная личность (хотя нормативность тоже есть), и реализм, где жесткие рамки постепенно исчезают. Если жесткие правила создания приравнять к простоте, а их размывание — к сложности, тогда можно говорить об усложнении. Не претендую на истину, возможно, все иначе.
С другой стороны - правда. Записывать литературные произведения стали не сразу, сначала они просто звучали, как бардовские песни или сказки. Их пели-рассказывали, за это рассказчикам платили. Соответственно, произведения не интересные - не выживали.
С развитием книгопечатанья начала появляться художественная литература.
С развитием литературы появляются и выделяются новые жанры (их уже так много, что очень просто запутаться).
Но проблематика - та же. Место человека в Мире и в Обществе, Любовь, Смерть, Путешествие... Меняются декорации, меняются литературные приёмы, меняются сюжетные штампы, меняются представления о морали и этике, меняется образ Главного Героя... Но затронутые проблемы - те же, ни более, ни менее глубокими они не становятся.
Записывать литературные произведения стали не сразу, сначала они просто звучали, как бардовские песни или сказки. Их пели-рассказывали, за это рассказчикам платили. Соответственно, произведения не интересные - не выживали.
только не «неинтересные», а «невостребованные», и это чрезвычайно важный момент. публика, которая платила за такое искусство, в основном была весьма неискушенной и простой, что накладывало соответствующий отпечаток.
Был,просто информация была другая.
Какой-нить дикий индеец , просто идя по лесу получает огромный объём жизненно необходимой информации, которая у человека цивилизованного пролетает мимо ушей. Зато современный человек знает что Волга впадает в Каспийское море.
ну тут можно много какие выводы делать. мне кажется, что с помощью введения и укрепления этого понятия человечество приобрело что-то вроде самосознания; по крайней мере, те его «части», где зародилась научно-техническая революция, вырвавшая людей из аграрного цикла и подарившая им концепт современности, раньше всех создали развитые политические и социальные институты, и такие человеческие общества способны к наиболее эффективной коллективной саморегуляции. то есть, мне кажется, что современность предполагает осознание человеком своего пребывания в данном месте и в данное время, сопоставление себя с контекстом, а не полную прострацию.
фольклор (устное народное творчество) — это не литература
литература начала развиваться не с книгопечатанием, а со становлением государственности и появлением письменности. (кстати, жанры у нас, например, позаимствовали из Византии и Болгарии, где литература существовала уже несколько веков
А любовь, смерть.. — это скорее темы, а не проблемы
я приношу извинения за оффтоп
Самое интересное, что мы недалеко от них ушли. Короли меняются, быт остается.