We're all a little insane
В тред призываются граждане педагоги и внимательные родители.
В фейсбуке вчера кто-то возмущался олимпиадной задачей для начальных классов. Какая-то такая она была:
3950 | 2
8761 | 3
6686 | 5
4298 | ?
Спойлер! Правильный ответ и принцип, лежащий в основе задачи
Сегодня мне показывали олимпиадную же задачу по русскому языку для второго класса. Предлагалась последовательность букв: Ы, Й, Щ, Ё. Надо было продолжить ряд одной буквой из следующих: Ъ, Я, Э, Ч.
Я минут десять ломала голову, ища принцип решения в частоте употребления букв, в давности их существования в языке, в гласности-звонкости-мягкости-наличии йота и прочем. Оказалось, что спойлер!
Стоит ли за этим некая тенденция в программах младших классов? Так ли она вредна, как думает папаша из фейсбука?
В фейсбуке вчера кто-то возмущался олимпиадной задачей для начальных классов. Какая-то такая она была:
3950 | 2
8761 | 3
6686 | 5
4298 | ?
Спойлер! Правильный ответ и принцип, лежащий в основе задачи
Сегодня мне показывали олимпиадную же задачу по русскому языку для второго класса. Предлагалась последовательность букв: Ы, Й, Щ, Ё. Надо было продолжить ряд одной буквой из следующих: Ъ, Я, Э, Ч.
Я минут десять ломала голову, ища принцип решения в частоте употребления букв, в давности их существования в языке, в гласности-звонкости-мягкости-наличии йота и прочем. Оказалось, что спойлер!
Стоит ли за этим некая тенденция в программах младших классов? Так ли она вредна, как думает папаша из фейсбука?
Вы бы видели ужас в глазах ребёнка, которому взрослые пытается объяснить правило, заменяя цифры на буквы - как же! Там должна быть цифра!
В принципе, для учеников начальной школы он более понятен и по возрасту вполне нормален (то есть у них ещё преобладает это самое конкретное мышление). Другое дело, что смысл в таких задачах тогда? Зачем топтаться на этом конкретном уровне, если можно пойти дальше?
То есть именно прям вреда-вреда тут нет, но это примерно как дать второкласснику собирать кубики с животными - ноль пользы.
Второе - нормальнее. Первоклашки начинают с того, что как раз "детали" букв и рисуют, и из них буквы потом "собирают". Так что понять, хоть как-то, это можно, основываясь на пройденном материале, и исходя из программы.
Думаю, такие задачи вполне можно бы давать старшим классам, но не в рамках курса математики, опять же.
Хотя у нас в классе так 3м вводили "Триз", на котором мы, кажется, решали подобные задачи, но проект, кажется, тихо издох по каким-то своим причинам.
Олимпиадные задачи отличаются от стандартных тем, что там на привычные объекты нужно смотреть с другой точки зрения. У них это в "дано" подразумевается.
В общеобразовательной программе таких задачек быть не должно. Но если ребёнок уже хорошо справляется с цифрами и хочет задачку "посложнее" - то напомнить ему, что они из кружочков состоят - почему бы и нет? От этого он точно считать не разучится.
Вот если распознавание цифр ещё не автоматизировано и не закреплён навык распознавания цифры как числа - тогда такие задачки замедляют процесс.
Mattamy, мне кажется, всему свое время и место. Давать на викторинах и в IQ тестах, например, такие задачи ок, а на олимпиадах не стоит. С буквами я бы еще подумала, а вот кружочки в цифрах (какое отношение это имеет к математике?) точно нет.
Именно что стоит. В основном, если речь не идёт о старшей школе, где олимпиады дают бонусы при поступлении, все остальные олимпиады на математику и ЛОГИКУ. Они требуют нестандартного подхода, чтобы дети не руководствовались одними только правилами, выученными в школе.
Посмотрите, например, Кенгуру. Там очень часто обращаются с цифрами крайне вольно.
Вы серьёзно хотите сравнить этот бред, не имеющий никакого отношения к математике, и простую детскую задачку, рассчитанную на 1-2 класс?
Да я тут уже наслаждаюсь тем, какие у сестры кружки, ставшие нынче обязательными. В том числе кружок по математике, где дают, почему-то, то, что по программе ещё долго проходить не будут. Дают сразу задачами, без теории, конечно.
А про медведей - бред. С ускорением понятно, с широтой тоже - это физика. Допустим даже, что каким-то чудом человек помнит или может найти ареалы обитания. Про почву тоже не слишком сложно. Но знание, зачем на каждый из видов охотятся, и какой из них более свиреп - за гранью и школьной программы, и общей эрудиции. Для олимпиадной задачи слишком широкий круг предметов и узкие знания требуются. А, ну и справочник, как минимум - широту без него трудно по памяти определить. А на олимпиаде, увы, нельзя справочники.
К слову, и решение не корректное. Начиная от формулировки, где гризли почему-то оказался отдельным пунктом от бурого медведя, хотя один является подвидом другого. Да и водятся гризли в тех же широтах, только в западном полушарии. Ну и по физике там много вопросов. А так да, отличная задачка.