По косвенным данным, при обучении игре на некоторых инструментах дополнительно обязательно учат игре на ещё одном. Например, скрипачей учат игре на фортепиано.
Так ли это, и если так, то как быть с разными сроками обучения? Со скрипкой все понятно: скрипка -- восемь лет ДМШ, а фортепиано семь, т.е. в программу укладывается. А как с теми инструментами, где обучение пять лет?
На дополнительный инструмент идёт полный объём обучения или сокращённый?
Есть ли дополнительные инструменты у саксофонистов?

@темы: Музыка

Комментарии
25.03.2015 в 14:37

у дна нет дна | бармен, насыпь мне еще стекла!
В ДМШ, которую оканчивала я, фортепиано всем не_пианистам преподавали класса со второго-третьего: на специальность отводилось 2 академических часа в неделю, на ф-но - всего 0,5 часа. Программа подбиралась индивидуально: при особом рвении можно было играть то же, что и пианисты-ровесники, но обычно отставали года на три. Сколько успел, столько успел.
Пианистам последние два года обучения можно было взять второй инструмент, обычно гитару или балалайку/домру. На второй инструмент отводилось тоже по 0,5 ак. часа в неделю.
25.03.2015 в 14:46

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
У нас в музыкальной школе ученикам "народного" отделения (балалайки, цымбалы, баян, аккордеон и т.п.) полагался по учебной программе дополнительный курс фортепиано. Но он всё равно предполагался не такой глубокий, как курс основного инструмента (судя по тому, что я выясняла, сравнивая учебные программы, мы должны были к концу своего обучения по баяну обучиться владению ф-но примерно на уровне учеников 3-го класса фортепианщиков). Но в реале никто эти занятия по дополнительному инструменту не проводил. Из всех баянистов и аккордионистов, которых я знала в нашей школе на тот момент, я была единственная, с кем занимались ф-но по этой самой доп.программе. Причем это делал мой собственный препод по баяну в последние два года моей учёбы у него, проводил допзанятие одно раз в неделю и по-чуть-чуть в конце наших занятий по основному инструменту, а остальное - домашкой догонять. И то он это делал потому, что он был завучем колледжа, при котором была наша музшкола, и он очень хотел отправить меня учиться дальше в колледж, а дальше через два года колледжа - поступить меня в Минскую Академию Искусств, чтобы я там доучилась и вернулась обратно в этот колледж в качестве преподавателя. Поэтому он догонял меня хотя бы приблизительно до полной учебной программы. Хотя и говорил, что при поступлении в колледж это учитываться не будет, но просто, мол, в колледже у меня уже действительно будет второй инструмент ф-но, по-серьёзному, там уже будут преподавать и требовать как положено, но преподы по ф-но там очень гадкие, "народников" ненавидят и основ намеренно из вредности не преподают - сразу требуют со всех, как будто они уже учились играть на ф-но. Вот он и ставил мне основы, чтобы мне дальше было учиться легче, пока я ещё не поступила и у меня времени на это больше есть.

Может быть, в нормальных серьёзных музшколах всё-таки программу учебную выполняют полностью, но я про такие случаи не слышала - в основном все занимаются только одним своим выбранным инструментом и всё.
Хотя вот рядом с нашим домом есть обычная СОШ с художественным уклоном, там есть рисовальные, хореографические и музыкальные классы. Дочка соседки учится в музыкальном, так она как раз недавно бегала покупала ей электроф-но, т.к. основной инструмент у её дочки аккордеон, а теперь начался второй инструмент - как раз фортепиано. Так что у них, получается, всю учебную программу отрабатывают как положено.
25.03.2015 в 15:25

belightair, yako-kaede, спасибо.
25.03.2015 в 15:38

Рыжая мышь. Нета
В нашей ДМШ были программы фортепиано на 5 и 7 лет, выбор был исключительно на основе желания учащихся, ну и на пятилетку начинали принимать с чуть более старшего возраста. К выпускному классу уровень был примерно одинаковый (ну, со скидкой на разный уровень старательности). Это фортепиано как основной предмет. Так что теоретически не должно было быть проблем с коротким сроком обучения для "дополнительных" тоже.
Знаю девочку-скрипачку из той же ДМШ, у которой ф-но началось года с 3-4, часов было меньше чем на скрипку (точный объем не вспомню), но она была явно талантливей и упорней меня, поэтому к выпуску играла на ф-но ничуть не хуже.
25.03.2015 в 15:51

Light up, light up as if you have a choise © Snow patrol
Предмет "общее фортепиано", можете погуглить.Как уже рассказали, теоретически в программе он есть много у кого, на практике - как получится. Насчет других инструментов не знаю.
25.03.2015 в 16:44

От чистого истока в Прекрасное далеко
У нас в музыкальной школе общее фортепиано было у всех, у кого это не специальность. Полчаса в неделю, да. Конкретной программы не было, от каждого по способностям, как говорится.
У пианистов таким дополнительным предметом был хор, больше он обязательным ни у кого из инструментальщиков не был.

Плюс, например, у народников был обязательным оркестр народных инструментов, где большинству давали не свой инструмент. Аккордеонисты могли там играть на баяне или альтовой домре, например. Уровень, естественно, был ниже, потому что оркестровые партии не такие сложные, как соло. Но мне, например, для освоения домры приходилось посещать допзанятия, которых в учебном плане вообще нет. Итого после муз.школы народники умели играть как минимум на трёх инструментах.

Скрипачи в струнном оркестре могли получить виолончель, хотя так везло лишь трем-четырем, остальные играли на скрипке.

Как на других отделениях, не знаю.
25.03.2015 в 18:20

Неуемный бубен
Есть ли дополнительные инструменты у саксофонистов? - в джазовой студии было общее фортепиано у всех духовиков.
25.03.2015 в 18:31

Обязательно будет ночь, Рожки сплавит в колечко-спираль, Убивающий слабую плоть Скрежет неба о лунную сталь(с)
olya11,
У пианистов таким дополнительным предметом был хор, больше он обязательным ни у кого из инструментальщиков не был.
О! Прикольно!
А в нашей музшколе "Хор" был обязательный вообще для всех. Два раза в неделю на 2-3 годах обучения (одно в неделю занятие - большой толпой поём, второе занятие в неделю - учительница занимается с небольшой группой, ставит голос) и один раз в неделю -только поём - на 4-5ом. Причем группы были большие и смешанные: народники вместе с классиками, как кому по расписанию удобнее с другими предметами просочетать. И у тех, кто учился 7 лет, хор заканчивался вместе с теми, кто 5 лет учился. На 6-7 год его уже у них не было.
Зато с сольфеджио было вообще криво: программа была заточена под 7 лет обучения, потому народники, кто учился 5 лет, должны были два раза "прыгать через год" на старших годах обучения: в середине года переходить в группу следующего года, для чего пропускаемую таким образом программу доучивать самостоятельно по методичке и сдавать типа экзамена для того, чтобы перевели в старшую группу.
26.03.2015 в 00:29

Я тот же хлипкий голос, но я теперь с зубами!
Главный нюанс, отвечающий на основной вопрос - это индивидуальные занятия любым инструментом, будь он основной или дополнительный. Чем больше ученик успевает, тем больше может дать ему преподаватель. И дело тут совсем не в сроках или годах обучения. Думаю, все посвященные видели на академах пятиклассников, криво исполняющих репертуар третьего. И это по спец))))
Второй нюанс основого вопроса - это цель занятий, как бы банально это не звучало. Если народник планирует поступление в училище по основной специальности, в дальнейшем общее фо-но ему конечно пригодится, но приемная комиссия на спец будет слушать спец. Если духовик планирует по конкурсу на общих основаниях поступать на спец фо-но - тогда возникнут проблемы. Если человек учится "для себя" - количество лет определенно не имеет значения. Если в планах культпросвет, музпед и пр. - вот там фо-но пригодится определенно, в том числе, возможно, и на вступительных, но подробностей, увы, не знаю. Нужно уточнять на сайтах приемных комиссий.

Я до 2010 преподавала общее фо-но народникам (баян-аккордеон, гитара, бандура), ударникам, вокалистам, скрипачам. Духовикам оно тоже положено, но у нас в школе их не было. Норма - 0,5 ак. часа в неделю, то есть, 23,5 минуты. Инструментов дома ни у кого не было. Программы как методической разработки не видела ни разу, в том числе, в методкабинете областном ее не было.
Репертуар подбирала сама. Ориентировалась на 1-3 класс спец. фо-но, корректировала по успеваемости ученика. В четвертом классе (иногда раньше для одаренных детей) общее фо-но прекращалось и начинался ансамбль-оркестр, но это уже нюанс, принятый в конкретной школе, не обязательно так везде.
Отчетности для учеников предусмотрено тоже не было. Собственным волевым решением ввела посеместровые контрольные уроки, большей частью с дисциплинарными целями.

По поводу пяти-семилетки: когда у нас это было в силе, по теоретическим предметам директор-завуч был обязан сформировать две группы, ибо программа разная. Пятилетка по сольфеджио (как я помню, ибо давно дело было) интенсивнее в первом-втором классе, но в целом охватывает меньший объем. Муз. литература же просто начинается во втором.

В любом случае, если вопрос не теоретически-познавательный, *V_V*, удачи вам и успехов))):friend:
26.03.2015 в 00:32

Впихнуть невпихуемое!
в моей ДМШ обшее фортепиано можно было заменить на гитару или игру в оркестре (кажется).
26.03.2015 в 01:13

От чистого истока в Прекрасное далеко
А в нашей музшколе "Хор" был обязательный вообще для всех. Два раза в неделю на 2-3 годах обучения (одно в неделю занятие - большой толпой поём, второе занятие в неделю - учительница занимается с небольшой группой, ставит голос) и один раз в неделю -только поём - на 4-5ом.
yako-kaede, не, у нас по вокалу занятия были только у тех, кто на вокальном отделении учился, пианисты просто в хоре пели. Остальных вообще не заставляли, хотя некоторые по своему желанию ходили, если голос хороший и петь действительно нравилось.:alles:

Зато с сольфеджио было вообще криво: программа была заточена под 7 лет обучения, потому народники, кто учился 5 лет, должны были два раза "прыгать через год" на старших годах обучения
С сольфеджио у нас решили просто: с 1 по 4 класс занимались по принципу "полгода раз в неделю, полгода - два раза", а у пианистов - все время раз в неделю. Таким образом, за 4 года народники проходили 6-летнюю программу сольфеджио для пианистов, а в выпускном 5 классе занимались уже 1 раз в неделю - осваивали программу их 7 класса.
Группы у народников и пианистов-скрипачей, естественно, раздельные были. Но сам объем знаний по сольфеджио к концу муз.школы был одинаков.

Отчетности для учеников предусмотрено тоже не было. Собственным волевым решением ввела посеместровые контрольные уроки, большей частью с дисциплинарными целями.
s11131, а у нас был два раза в год типа контрольный урок - играли при другом преподавателе два произведения + этюд. Что-то типа академического выходило, только при одном постороннем педагоге, а не десяти.
26.03.2015 в 12:10

s11131, Желтый бобр, жующий клевер, olya11, спасибо.

s11131, сли вопрос не теоретически-познавательный
У меня персонаж-музыкант.