По косвенным данным, при обучении игре на некоторых инструментах дополнительно обязательно учат игре на ещё одном. Например, скрипачей учат игре на фортепиано.
Так ли это, и если так, то как быть с разными сроками обучения? Со скрипкой все понятно: скрипка -- восемь лет ДМШ, а фортепиано семь, т.е. в программу укладывается. А как с теми инструментами, где обучение пять лет?
На дополнительный инструмент идёт полный объём обучения или сокращённый?
Есть ли дополнительные инструменты у саксофонистов?
Так ли это, и если так, то как быть с разными сроками обучения? Со скрипкой все понятно: скрипка -- восемь лет ДМШ, а фортепиано семь, т.е. в программу укладывается. А как с теми инструментами, где обучение пять лет?
На дополнительный инструмент идёт полный объём обучения или сокращённый?
Есть ли дополнительные инструменты у саксофонистов?
Пианистам последние два года обучения можно было взять второй инструмент, обычно гитару или балалайку/домру. На второй инструмент отводилось тоже по 0,5 ак. часа в неделю.
Может быть, в нормальных серьёзных музшколах всё-таки программу учебную выполняют полностью, но я про такие случаи не слышала - в основном все занимаются только одним своим выбранным инструментом и всё.
Хотя вот рядом с нашим домом есть обычная СОШ с художественным уклоном, там есть рисовальные, хореографические и музыкальные классы. Дочка соседки учится в музыкальном, так она как раз недавно бегала покупала ей электроф-но, т.к. основной инструмент у её дочки аккордеон, а теперь начался второй инструмент - как раз фортепиано. Так что у них, получается, всю учебную программу отрабатывают как положено.
Знаю девочку-скрипачку из той же ДМШ, у которой ф-но началось года с 3-4, часов было меньше чем на скрипку (точный объем не вспомню), но она была явно талантливей и упорней меня, поэтому к выпуску играла на ф-но ничуть не хуже.
У пианистов таким дополнительным предметом был хор, больше он обязательным ни у кого из инструментальщиков не был.
Плюс, например, у народников был обязательным оркестр народных инструментов, где большинству давали не свой инструмент. Аккордеонисты могли там играть на баяне или альтовой домре, например. Уровень, естественно, был ниже, потому что оркестровые партии не такие сложные, как соло. Но мне, например, для освоения домры приходилось посещать допзанятия, которых в учебном плане вообще нет. Итого после муз.школы народники умели играть как минимум на трёх инструментах.
Скрипачи в струнном оркестре могли получить виолончель, хотя так везло лишь трем-четырем, остальные играли на скрипке.
Как на других отделениях, не знаю.
У пианистов таким дополнительным предметом был хор, больше он обязательным ни у кого из инструментальщиков не был.
О! Прикольно!
А в нашей музшколе "Хор" был обязательный вообще для всех. Два раза в неделю на 2-3 годах обучения (одно в неделю занятие - большой толпой поём, второе занятие в неделю - учительница занимается с небольшой группой, ставит голос) и один раз в неделю -только поём - на 4-5ом. Причем группы были большие и смешанные: народники вместе с классиками, как кому по расписанию удобнее с другими предметами просочетать. И у тех, кто учился 7 лет, хор заканчивался вместе с теми, кто 5 лет учился. На 6-7 год его уже у них не было.
Зато с сольфеджио было вообще криво: программа была заточена под 7 лет обучения, потому народники, кто учился 5 лет, должны были два раза "прыгать через год" на старших годах обучения: в середине года переходить в группу следующего года, для чего пропускаемую таким образом программу доучивать самостоятельно по методичке и сдавать типа экзамена для того, чтобы перевели в старшую группу.
Второй нюанс основого вопроса - это цель занятий, как бы банально это не звучало. Если народник планирует поступление в училище по основной специальности, в дальнейшем общее фо-но ему конечно пригодится, но приемная комиссия на спец будет слушать спец. Если духовик планирует по конкурсу на общих основаниях поступать на спец фо-но - тогда возникнут проблемы. Если человек учится "для себя" - количество лет определенно не имеет значения. Если в планах культпросвет, музпед и пр. - вот там фо-но пригодится определенно, в том числе, возможно, и на вступительных, но подробностей, увы, не знаю. Нужно уточнять на сайтах приемных комиссий.
Я до 2010 преподавала общее фо-но народникам (баян-аккордеон, гитара, бандура), ударникам, вокалистам, скрипачам. Духовикам оно тоже положено, но у нас в школе их не было. Норма - 0,5 ак. часа в неделю, то есть, 23,5 минуты. Инструментов дома ни у кого не было. Программы как методической разработки не видела ни разу, в том числе, в методкабинете областном ее не было.
Репертуар подбирала сама. Ориентировалась на 1-3 класс спец. фо-но, корректировала по успеваемости ученика. В четвертом классе (иногда раньше для одаренных детей) общее фо-но прекращалось и начинался ансамбль-оркестр, но это уже нюанс, принятый в конкретной школе, не обязательно так везде.
Отчетности для учеников предусмотрено тоже не было. Собственным волевым решением ввела посеместровые контрольные уроки, большей частью с дисциплинарными целями.
По поводу пяти-семилетки: когда у нас это было в силе, по теоретическим предметам директор-завуч был обязан сформировать две группы, ибо программа разная. Пятилетка по сольфеджио (как я помню, ибо давно дело было) интенсивнее в первом-втором классе, но в целом охватывает меньший объем. Муз. литература же просто начинается во втором.
В любом случае, если вопрос не теоретически-познавательный, *V_V*, удачи вам и успехов)))
yako-kaede, не, у нас по вокалу занятия были только у тех, кто на вокальном отделении учился, пианисты просто в хоре пели. Остальных вообще не заставляли, хотя некоторые по своему желанию ходили, если голос хороший и петь действительно нравилось.
Зато с сольфеджио было вообще криво: программа была заточена под 7 лет обучения, потому народники, кто учился 5 лет, должны были два раза "прыгать через год" на старших годах обучения
С сольфеджио у нас решили просто: с 1 по 4 класс занимались по принципу "полгода раз в неделю, полгода - два раза", а у пианистов - все время раз в неделю. Таким образом, за 4 года народники проходили 6-летнюю программу сольфеджио для пианистов, а в выпускном 5 классе занимались уже 1 раз в неделю - осваивали программу их 7 класса.
Группы у народников и пианистов-скрипачей, естественно, раздельные были. Но сам объем знаний по сольфеджио к концу муз.школы был одинаков.
Отчетности для учеников предусмотрено тоже не было. Собственным волевым решением ввела посеместровые контрольные уроки, большей частью с дисциплинарными целями.
s11131, а у нас был два раза в год типа контрольный урок - играли при другом преподавателе два произведения + этюд. Что-то типа академического выходило, только при одном постороннем педагоге, а не десяти.
s11131, сли вопрос не теоретически-познавательный
У меня персонаж-музыкант.