15:34

Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Недавно задалась вопросом, если в СССР официально не было религии и большинство церквей были закрыты, то как так вышло, что есть довольно много людей крещеных в детстве, причем не только из тех, кто родился в 80-ые и непосредственно перед распадом Союза, а из тех, что родились, например, в 60-ые? Как так, откуда столько?

@темы: Закон, Религия, История, Обычаи

Комментарии
12.04.2009 в 15:39

Никто не идеален. Я не никто.
все просто: были люди, не состоящие в партии.
12.04.2009 в 15:46

Я варвар, вы же сами сказали. © (Статус: Рыцарь Непотребного Корыта. Девиз: Рабабуська! ©)
у меня дед был в партии, бабушка - нет. Она всех детей (37, 39, 41, 46 гг) покрестила, а ему было, в общем-то, пофиг.
12.04.2009 в 15:49

An eye for an eye will make the whole world blind. (с)
Все прятали::) крестили тайно, чтоб никто не узнал, без крестных, в коморках:)
12.04.2009 в 16:02

La petite fille des chants d'oiseaux
так священники же остались, в чём проблема тогда:)
То есть, проблема-то была, но не так чтоб нерешаемая совсем.
12.04.2009 в 17:42

Sometimes things happen that are just out of your control
Мой отец служил в КГБ. Меня крестили в возрасте пяти лет (77 год), и никто папашу из партии и с работы не выкидывал.
Крестили в церкви, с крестым отцом, вместе с сестрой, вполне "легально". Отец на церемонии не присутствовал (он сам некрещеный, неположено), но находился за воротами церкви.
Так что, мягко говоря, слухи о тотальном ужасе местами сильно преувеличены.

Кроме того, некоторые люди крестились в сознательном возрасте, после "всеобщей амнистии".
12.04.2009 в 18:30

Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Всем спасибо! То есть вывод такой: кто хотел, тот, не особенно афишируя это дело, крестил своих чад, а всем остальным было по сути все равно.

Alexander Mahone, ну да, покрестившихся во взрослом возрасте-то хоть отбавляй, но речь не о них :)
12.04.2009 в 20:42

Я лучше знаю, как лучше ©
кто хотел, тот, не особенно афишируя это дело, крестил своих чад, а всем остальным было по сути все равно.
именно так.
А где-нибудь чуть подальше от столицы вообще особого труда не составляло покрестить)
12.04.2009 в 20:43

La petite fille des chants d'oiseaux
кто хотел, тот, не особенно афишируя это дело, крестил своих чад, а всем остальным было по сути все равно.
ну это смотря в какое время. Думаю, в тридцатые не всем было всё равно:)
12.04.2009 в 21:29

Sometimes things happen that are just out of your control
Peony
Пост читали?

причем не только из тех, кто родился в 80-ые и непосредственно перед распадом Союза, а из тех, что родились, например, в 60-ые?
12.04.2009 в 21:31

La petite fille des chants d'oiseaux
а, простите, забыла.
но кагбе "например, в 60-е" подразумевают не исключительно сами шестидесятые, кажется. Речь ведь о том, чтобы сведения были до восьмидесятых?
12.04.2009 в 21:53

Грех предаваться унынью, когда есть другие грехи!(c)
Peony, пост подразумевал любых родившихся в Союзе, так что информация по поводу 30-х, тоже в счет!)
На самом деле, кажется мне, что как раз пока власть активно устанавливалась - действительно было "не все равно" и риск подпасть под негативные последствия был выше...
12.04.2009 в 22:13

La petite fille des chants d'oiseaux
Silver Mirror это хорошо!:)
По-моему, уже после Второй Мировой тоже был всплеск антирелигиозной активности. При Хрущёве, что ли.
То есть, условно говоря, самые сложные годы в этом смысле были сразу после революции и до начала войны - и при Хрущёве, когда пытались возобновить "ленинский курс":)
А легче всего (опять же, именно с этой точки зрения) - военные годы, когда даже новые храмы открывались, и в оттепель.
12.04.2009 в 22:30

Осторожно - добрый Панда!
едавно задалась вопросом, если в СССР официально не было религии и большинство церквей были закрыты,
Большевики вначале надеялись просто отделить церковь от государства и держать подальше от власти, даже Ленин и Троцкий были склонны в начале к компромиссам.
Но, позиция Церкви в Гражданскую и сама война всю начавшую было скапливаться склонность к демократиям и плюрализмам из них вышибла.
Даже поддерживающие большевиков обновленцы оказались под угрозой.
Но, тут пришёл Сталин.
Он рассматривал религии, как часть культурноисторичекого наследия и дополнительный инструмент контроля за населением, и внешней политики.
Сталин восстановил часть церквей и мечетей,помиловал незамеченных в антисоветской служителей культа... И даже разрешил лояльным верующим понемножку совершать ритуалы, и уж совсем тихонько, под надзором гэбни агитировать в "свою" веру.
Таким образом потенциальные противники обращались в лояльных верующих, и диктатор получал дополнительную опору.
Так же действовал Брежнев, или в наши дни Кастро и Лукашенко.
Только Брежнев пил с раввином и митрополитами по случаю годовщины Октября в Кремле без широкой огласки, а православный атеист готов вылезть на амвон, и с церковной кафедры продолжает рассказывать об урожае, подъёме промышленности и т.д.
12.04.2009 в 22:31

invisible
эх
вот бабушка и дедушка у меня были крещеные с детства и родившиеся в 24, 25 годах, в городах, а не глухих деревнях.
Хотя они и были неверующие.
Дедуля был в партии.
И ничего.
Да, ругали за церковь, мама рассказывала как в школе (в 50- 60е годы) учителя высмеивали девочку, которая с бабушкой своей по воскресеньям в церковь ходила. Причем девочка-то вообще была между двух огней, она же маленькая. в школе ругают, а дома бабушка заставляет. И как ей быть?
Но сказать, что церквей не было - нет, были, просто не в таком огромном количестве.
И сказать, что жить крещеному невозможно было - тоже не верно.
Просто активно агитировали за атеизм. Считалось, что верующие - это малограмотные, непонимающие люди. Их высмеивали, но в тюрьмы за это не сажали))..
12.04.2009 в 22:32

La petite fille des chants d'oiseaux
Их высмеивали, но в тюрьмы за это не сажали))..
тут Вы неправы.
12.04.2009 в 22:47

Осторожно - добрый Панда!
тут Вы неправы.
Тех, кто просто так верить в дозволенную властью версию христианства/ислама/буддизма/иудаизма считал недостаточным и полагал обновленцев еретиками, а большевиков бесами, конечно сажали.Обычно за конкретные действия, или реже за антисоветскую агитацию.
В современном Китае, если ты католик/буддист это ерунда, но если ты в придачу признаёшь нынешнего Папу Римского/Далай Ламу, всё сидеть тебе, не пересидеть.
12.04.2009 в 22:52

La petite fille des chants d'oiseaux
Mishka-Panda
а во что такое запрещённое верил Павел Флоренский, например?
Или В.Ф. Войно-Ясенецкий?
люди, весьма далёкие от политики и не делавшие выступлений против советской власти.
"антисоветская агитация" - это очень скользкая статья, по ней могло проходить много абсолютно странных вещей:)
Если почитать протоколы процессов сталинского (особенно раннего) времени, то там театр абсурда просто.
12.04.2009 в 23:41

Осторожно - добрый Панда!
во что такое запрещённое верил Павел Флоренский, например?
В ритуальные убийства у иудеев?
В апокалиптическую сущность Революции?
В монархический кружок?
В православную каббалу?
В Троцкого?
Любого из перечисленных вариантов при большевиках могло хватить.
Ну, за возможным исключением православной каббалы.
Тут, если не впадать в крайности могло и пронести.
Или В.Ф. Войно-Ясенецкий?
Он верил, что обновленцы неправы, имел связи с антисоветскими элементами.
Это не помешало ему выйти получить брильянтовый крест в в 45м, и Сталинскую премию в 46м.
"антисоветская агитация" - это очень скользкая статья, по ней могло проходить много абсолютно странных вещей:)
Могло, но колебаться вместе с линией удавалось многим.
Если почитать протоколы процессов сталинского (особенно раннего) времени, то там театр абсурда просто.
Сталин пришёл к власти не в результате однократного переворота, а в результате продолжительной борьбы.
13.04.2009 в 02:42

Даже самый суеверный человек не откажется от 13й зарплаты
Если почитать протоколы процессов сталинского (особенно раннего) времени,
Полностью к власти Сталин пришел только в конце тридцатых. И основные процессы в 30х были направлены на чистку "идейных большевиков", оргазмирующих на мировую революцию и "русский народ, как дрова, в топке Мирового Пожара" (с) Троцкий.
И если читать протоколы, то рекомендую почитать протоколы 20х. После ознакомления с которыми, я вполне поддерживаю расстрелы "мирового пролетариата". Хотя сжигать было бы прикольнее. :)