Мне вот интересно, в своременной кульутуре каким образом представлен миф?? и вообще есть ли миф - не как выдумка, или как сказка, а как структура, осталась ли она где то закрпленной??? КАк это трансформировалось в современной культуре?
Alexander Mahone попытаюсь обьяснить....если под мифом подразумевать структуру бинарных оппозиций - низ-вверх, право - лево и подобное, про трехчастное мирове древо...Эта структура довольна устойчива, это обнаруживаем в сказках, а кроме фольклора, где возможна такая устойчивая структура? в каком культурном явлении современности...
ммм, ну, на самом деле, литература модернизма очень мифологизирована, например. но вопрос какой-то очень уж общий. Мне сложно понять, почему оппозиция "верх-низ" мифологична. не могли бы Вы пояснить вопрос?
Sometimes things happen that are just out of your control
Kalipco Имхо, сама по себе идея "каменных джунглей" хоть и восходит истоками к "естественному человеку" руссоистов, все же имеет место быть. Но, если угодно, город - загород (некий идиллический загород, с машиной, с дачей да с кабанчиком(с) Если брать Россию, то Москва-Питер (опять же, старая оппозиция, но не потерявшая актуальности), как сердце, доброе и горячее и ум, холодный и рассчетливый. (Сам питерский, камнями не кидать, иронизирую).
Если брать именно оппозиции в каких-то кромефолклорных явлениях, то, имхо - очень подвержена им реклама. Собственно, она вся основана на принципе "имеешь ЭТО - молодец, не имеешь - дурак". Самые мифологические примеры: машина, стройная фигура, квартира в Москве )))
Если, опять же, я правильно понимаю, что миф подразумевается как фактор, служащий образованию системы ценностей. Помог бабке - получил маг. клубочек. Это хорошо. У нас - вышла замуж за олигарха. Тоже хорошо ))) Не вышла - ну, извини...
Peony конечно могу! необходимо держать в голове тот факт, что оппозиция низ - вверх всязанна с оппозицией жизни и смерти и следовательно с целым представлением о царстве живых и царстве мертвых - в мифе славян это находит выражение о том, что бог Гроза (Перун) находиться на горе или на верху трехчастного мирового древа, а змей находиться внизу трехчастного древа....Поэо рассмотрение оппозиция низ- вверх как представление небо - земля...
Alexander Mahone Про рекламу я долго думала и тоже пришла к такому выводу, а вот почему то про Питер-Москву и в голову не пришло, хотя было давно на слуху...Вот только что тогда интересно...идеальная фигура, муж олигарх, классная квартира в микрорайоне, машина..это некий идеал к чему человек стремиться...Система ценностей это сложная вещь, потому что она имеет такой момент как трансформация...и переворачивание хорошего в плохое и наоборот тоже не исключается....Спасибо за ответ!!! Возможно рассмотрение трансформации мифа как творческого потенциала народа или нации??
Kalipco если брать детали, то, конечно, менялось. но мифологемы - очень устойчивая вещь. И оппозиция Москва-Питер в контексте именно мифологии - это как-то очень смешно Видимо, я таки перечитала Элиаде и Эко.
Peony )) ну это знаешь, кто привык видеть во всем симвл будет в каждом слове искать занк....потому что слово по своей природе символлично, так наверное и я...миф и сказка ..но все таки мне думается что Питер - Моска вполне уместно....даже пример с Московской и Питерской школой и предстваление людей в их понимании..Питер - сердце а Моска ум..
Sometimes things happen that are just out of your control
А как вам оппозиция Моквы, построенной на семи холмах, и Питера, построенного на гнилой воде - читай бездне, которая должна сомкнуться и поглотить город Антихриста? В оппозицию к Стольному, Престольному граду - Москве? Не мифологично?
To do nothing at all is the most difficult thing in the world, the most difficult and the most intellectual.
Благодарю за любопытнейшую дискуссию, господа!
Возможно я что-то не так понял, но ИМХО - если брать уровень помельче, то... Мифы как устойчивые структуры существуют, к примеру, в каждом театре, прожившем более-менее долго. "Байки" о старых актёрах, о худруке, режиссёрах... часто они содержат именно образ действия, повествование о том как каждый раз кто-то поступает в схожей ситуации, есть рецепты действий в ответ. То же самое - про творческие, про обычные ВУЗы, про многие организации разного рода. В каждом своя "мифология".
Lord Lucius MalfoyAlexander MahonePeony интересно получилось....я опиралась на материал славняской мифологии и русской волшебной сказки, брала оттуда устойчивую структура и перенеся на конкретный материал действительности..можно резюмировать, что мы до сих пор пребываем в мифе? только несколько трансформированном под современное общестов? Слово "современное"можно при удобстве заменить словом "нынешнее" так точнее получается...Получается, что каждая культура строит свой миф и не важно на каких основах он строиться, на религиозных или социальных....?
Sometimes things happen that are just out of your control
мы до сих пор пребываем в мифе? Я бы даже сказал, что культура начинается с мифа. Как только некая группа людей моздает самостоятельный миф - можно сказать, что она выработала собственную культуру. И в общем, неважно, будет ли это миф о богоизбранности еврейского народа, строительстве Рима, святом Андрее Первозванном, заложившем Москву - или миф о недавно модных готах.
А в общем, заниматься мифотворчеством можно даже об отдельной личности, к этому еще Уальд призывал.
Alexander Mahone ооо..я не столь эрудированна....миф как необходимое условие сущестования культуры..хм..глобально....меня даже некоторые сомнения берут..потому что беря глобальное, общинное, коллективное...индивидуальное выпадает..это извечный вопрос, кто творит историю, личности? или коллектив, общество? А как же там индивидуальное мышление, неповторимость, выпадение из правил...(но исключения подтверждают закономерность)...хм...есть над чем подумать..
Sometimes things happen that are just out of your control
Стоп. Что есть миф? Если переть по нелюбимой мной Вики, то миф это создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Если по-простому, то это некие "вешки", опираясь на которые, мы можем строить суждение об этом мире. Правда, сейчас к этому слову добавились, как тут козырял один товарищ, различные смысловые коннотации - в том плане, что миф это некое вранье, промывание мозгов и так далее (как любят писать в желтой прессе: миф или реальность)?
Но мы же об исходном значении, верно. Миф - некая история, иллюстрирующая ту или иную ситуацию/линию поведения, возводящая ее в универсальную степень и дающая на нее типическую реакцию. Ну, например, миф о Ясоне (не об аргонавтах) - это миф о мужчине, достигающего чего-то чеез могущественную женщину, предающем ее и через это теряющем и могущество и жизнь. Ситуация абсолютно архитипична.
Или - миф о герое-богоборце (миллион в разных культурах). При известном отдалении трактуется как ситуация поиска свободы, знаний, о борьбе против установленной власти вообще. В зависимости от ситуации может трактоваться как со знаком + (Прометей), так и со знаком - (Люцифер). Кстати, знаки эти довольно легко взаимозаменяемы.
И так далее.
Сказка - это "посаженный на землю" и обросший плотью вариант мифа, который больше ориентирован на социум. Аленький цветочек имеет прототипом миф о Психее (хотя это тоже исходно сказка, но в ее основе лежит родной греческий миф). В сказке моральная оценка выражена гораздо определеннее, в силу ее привязанности к социуму. Это что касается общественных мифов.
Личный миф это попытка возвести чье-то (собственное) бытие в разряд легендариума. По сути, мифотворчество о личности это создание слухов, приобретающих настолько узнаваемые черты, что они становятся нарицательными. Чаще это удается в литературе, в силу специфики (Дон-Кихот или маркиз де Сад, например), хотя существуют и мифы другого плана. Ньютон с яблоком, Менделеев с таблицей во сне, Архимед с ванной - это тоже, по сути, маленькие мифы. Настолько въевшиеся, что мне как-то дама сказала: легко ему (Ньютону) было, упало яблоко и осенило. Ага, а вся научная работа, которая была до того - вне мифа.
Так что да, мы живем внутри мифов, только не все их видят.
Городские мифы не устраивают?
но вопрос какой-то очень уж общий. Мне сложно понять, почему оппозиция "верх-низ" мифологична.
не могли бы Вы пояснить вопрос?
Имхо, сама по себе идея "каменных джунглей" хоть и восходит истоками к "естественному человеку" руссоистов, все же имеет место быть.
Но, если угодно, город - загород (некий идиллический загород, с машиной, с дачей да с кабанчиком(с)
Если брать Россию, то Москва-Питер (опять же, старая оппозиция, но не потерявшая актуальности), как сердце, доброе и горячее и ум, холодный и рассчетливый.
(Сам питерский, камнями не кидать, иронизирую).
Если брать именно оппозиции в каких-то кромефолклорных явлениях, то, имхо - очень подвержена им реклама.
Собственно, она вся основана на принципе "имеешь ЭТО - молодец, не имеешь - дурак". Самые мифологические примеры: машина, стройная фигура, квартира в Москве )))
Если, опять же, я правильно понимаю, что миф подразумевается как фактор, служащий образованию системы ценностей. Помог бабке - получил маг. клубочек. Это хорошо. У нас - вышла замуж за олигарха. Тоже хорошо ))) Не вышла - ну, извини...
но мифологемы - очень устойчивая вещь.
И оппозиция Москва-Питер в контексте именно мифологии - это как-то очень смешно
Видимо, я таки перечитала Элиаде и Эко.
Не мифологично?
Возможно я что-то не так понял, но ИМХО - если брать уровень помельче, то...
Мифы как устойчивые структуры существуют, к примеру, в каждом театре, прожившем более-менее долго. "Байки" о старых актёрах, о худруке, режиссёрах... часто они содержат именно образ действия, повествование о том как каждый раз кто-то поступает в схожей ситуации, есть рецепты действий в ответ. То же самое - про творческие, про обычные ВУЗы, про многие организации разного рода. В каждом своя "мифология".
Я бы даже сказал, что культура начинается с мифа. Как только некая группа людей моздает самостоятельный миф - можно сказать, что она выработала собственную культуру.
И в общем, неважно, будет ли это миф о богоизбранности еврейского народа, строительстве Рима, святом Андрее Первозванном, заложившем Москву - или миф о недавно модных готах.
А в общем, заниматься мифотворчеством можно даже об отдельной личности, к этому еще Уальд призывал.
Что есть миф?
Если переть по нелюбимой мной Вики, то миф это создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Если по-простому, то это некие "вешки", опираясь на которые, мы можем строить суждение об этом мире.
Правда, сейчас к этому слову добавились, как тут козырял один товарищ, различные смысловые коннотации - в том плане, что миф это некое вранье, промывание мозгов и так далее (как любят писать в желтой прессе: миф или реальность)?
Но мы же об исходном значении, верно.
Миф - некая история, иллюстрирующая ту или иную ситуацию/линию поведения, возводящая ее в универсальную степень и дающая на нее типическую реакцию.
Ну, например, миф о Ясоне (не об аргонавтах) - это миф о мужчине, достигающего чего-то чеез могущественную женщину, предающем ее и через это теряющем и могущество и жизнь.
Ситуация абсолютно архитипична.
Или - миф о герое-богоборце (миллион в разных культурах). При известном отдалении трактуется как ситуация поиска свободы, знаний, о борьбе против установленной власти вообще. В зависимости от ситуации может трактоваться как со знаком + (Прометей), так и со знаком - (Люцифер). Кстати, знаки эти довольно легко взаимозаменяемы.
И так далее.
Сказка - это "посаженный на землю" и обросший плотью вариант мифа, который больше ориентирован на социум. Аленький цветочек имеет прототипом миф о Психее (хотя это тоже исходно сказка, но в ее основе лежит родной греческий миф). В сказке моральная оценка выражена гораздо определеннее, в силу ее привязанности к социуму.
Это что касается общественных мифов.
Личный миф это попытка возвести чье-то (собственное) бытие в разряд легендариума. По сути, мифотворчество о личности это создание слухов, приобретающих настолько узнаваемые черты, что они становятся нарицательными. Чаще это удается в литературе, в силу специфики (Дон-Кихот или маркиз де Сад, например), хотя существуют и мифы другого плана. Ньютон с яблоком, Менделеев с таблицей во сне, Архимед с ванной - это тоже, по сути, маленькие мифы.
Настолько въевшиеся, что мне как-то дама сказала: легко ему (Ньютону) было, упало яблоко и осенило. Ага, а вся научная работа, которая была до того - вне мифа.
Так что да, мы живем внутри мифов, только не все их видят.