Мне вот интересно, в своременной кульутуре каким образом представлен миф?? и вообще есть ли миф - не как выдумка, или как сказка, а как структура, осталась ли она где то закрпленной??? КАк это трансформировалось в современной культуре?
понедельник, 13 апреля 2009
Комментарии
Городские мифы не устраивают?
но вопрос какой-то очень уж общий. Мне сложно понять, почему оппозиция "верх-низ" мифологична.
не могли бы Вы пояснить вопрос?
Имхо, сама по себе идея "каменных джунглей" хоть и восходит истоками к "естественному человеку" руссоистов, все же имеет место быть.
Но, если угодно, город - загород (некий идиллический загород, с машиной, с дачей да с кабанчиком(с)
Если брать Россию, то Москва-Питер (опять же, старая оппозиция, но не потерявшая актуальности), как сердце, доброе и горячее и ум, холодный и рассчетливый.
(Сам питерский, камнями не кидать, иронизирую).
Если брать именно оппозиции в каких-то кромефолклорных явлениях, то, имхо - очень подвержена им реклама.
Собственно, она вся основана на принципе "имеешь ЭТО - молодец, не имеешь - дурак". Самые мифологические примеры: машина, стройная фигура, квартира в Москве )))
Если, опять же, я правильно понимаю, что миф подразумевается как фактор, служащий образованию системы ценностей. Помог бабке - получил маг. клубочек. Это хорошо. У нас - вышла замуж за олигарха. Тоже хорошо ))) Не вышла - ну, извини...
но мифологемы - очень устойчивая вещь.
И оппозиция Москва-Питер в контексте именно мифологии - это как-то очень смешно
Видимо, я таки перечитала Элиаде и Эко.
Не мифологично?
Возможно я что-то не так понял, но ИМХО - если брать уровень помельче, то...
Мифы как устойчивые структуры существуют, к примеру, в каждом театре, прожившем более-менее долго. "Байки" о старых актёрах, о худруке, режиссёрах... часто они содержат именно образ действия, повествование о том как каждый раз кто-то поступает в схожей ситуации, есть рецепты действий в ответ. То же самое - про творческие, про обычные ВУЗы, про многие организации разного рода. В каждом своя "мифология".
Я бы даже сказал, что культура начинается с мифа. Как только некая группа людей моздает самостоятельный миф - можно сказать, что она выработала собственную культуру.
И в общем, неважно, будет ли это миф о богоизбранности еврейского народа, строительстве Рима, святом Андрее Первозванном, заложившем Москву - или миф о недавно модных готах.
А в общем, заниматься мифотворчеством можно даже об отдельной личности, к этому еще Уальд призывал.
Что есть миф?
Если переть по нелюбимой мной Вики, то миф это создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Если по-простому, то это некие "вешки", опираясь на которые, мы можем строить суждение об этом мире.
Правда, сейчас к этому слову добавились, как тут козырял один товарищ, различные смысловые коннотации - в том плане, что миф это некое вранье, промывание мозгов и так далее (как любят писать в желтой прессе: миф или реальность)?
Но мы же об исходном значении, верно.
Миф - некая история, иллюстрирующая ту или иную ситуацию/линию поведения, возводящая ее в универсальную степень и дающая на нее типическую реакцию.
Ну, например, миф о Ясоне (не об аргонавтах) - это миф о мужчине, достигающего чего-то чеез могущественную женщину, предающем ее и через это теряющем и могущество и жизнь.
Ситуация абсолютно архитипична.
Или - миф о герое-богоборце (миллион в разных культурах). При известном отдалении трактуется как ситуация поиска свободы, знаний, о борьбе против установленной власти вообще. В зависимости от ситуации может трактоваться как со знаком + (Прометей), так и со знаком - (Люцифер). Кстати, знаки эти довольно легко взаимозаменяемы.
И так далее.
Сказка - это "посаженный на землю" и обросший плотью вариант мифа, который больше ориентирован на социум. Аленький цветочек имеет прототипом миф о Психее (хотя это тоже исходно сказка, но в ее основе лежит родной греческий миф). В сказке моральная оценка выражена гораздо определеннее, в силу ее привязанности к социуму.
Это что касается общественных мифов.
Личный миф это попытка возвести чье-то (собственное) бытие в разряд легендариума. По сути, мифотворчество о личности это создание слухов, приобретающих настолько узнаваемые черты, что они становятся нарицательными. Чаще это удается в литературе, в силу специфики (Дон-Кихот или маркиз де Сад, например), хотя существуют и мифы другого плана. Ньютон с яблоком, Менделеев с таблицей во сне, Архимед с ванной - это тоже, по сути, маленькие мифы.
Настолько въевшиеся, что мне как-то дама сказала: легко ему (Ньютону) было, упало яблоко и осенило. Ага, а вся научная работа, которая была до того - вне мифа.
Так что да, мы живем внутри мифов, только не все их видят.