Может ли быть,что человек "наследует" от своих родителей не только особенности физиологические,но и психологические? Даже не так. Могут ли у человека,чьи биологические родители принадлежат ,скажем, к еврейской национальности, на протяжении жизни проявляться черты менталитета еврейской нации,даже если он с младенчества воспитывался в семье,относящейся к другой национальности, исповедующей иную веру и т.п. ?
Я знаю,что вопрос задан не очень корректно и тема достаточно субъективна,но как иначе сформулировать я не знаю.(
Я знаю,что вопрос задан не очень корректно и тема достаточно субъективна,но как иначе сформулировать я не знаю.(
Эт вопрос из серии "может ли быть непьющий русский", ведь по мнению многих народов у русских менталитет такой, - поголовно всех к водке тянет, ага.
Все остальное - от воспитателей и окружения.
Вы говорите о именно о менталитете или о психическом складе? То есть именно о национальном или об индивидуальном?
Первое унаследовать, на мой взгляд, практически невозможно, потому что соответствующие свойства/качества развиваются и реализуются в процессе социализации и инкультурации, а если социум и культура, окружающие ребенка, отличны от социума и культуры его биологических родителей, то и отпечатки они оставят иные.
Про биологическую основу склада психики Вам уже ответили.
С другой стороны, существует генетическая память, а еще психологи довольно много говорят и пишут о коллективном бессознательном именно в контексте сохранения и транслирования следующему поколению накопленного культурного опыта, включая, различные психотравмы. Однако мне кажется, что и для того, чтобы стать реципиентом такой трансляции, все-таки надо находиться внутри соответствубщего социума хотя бы до трех лет. Ну, или как минимум до года. Если же ребенок перенесен в другую социокультурную среду с рождения... Думаю, что это невозможно.
Вспоминаем стереотипы? Несовсем так.
"может ли быть непьющий русский" Дети алкоголиков попадают в так называемую группу риска.Что тоже не очень хорошо сказывается на репутации нашей страны в этом плане.
Могу от себя вспомнить историю о французском(?) ученом, вернувшимся из амазонских джунглей с крохотной девочкой.
Девочка выросла, и стала профессором антропологии.
Буду благодарна, если тут кто-нибудь вспомнить более конкретные имена и даты.
Я тоже думала об этом,но сегодня меня очень настойчиво "убеждали" в обратном,поэтому решила спросить.Спасибо
Энельда
существует генетическая память Это-то меня и смутило
Со всем остальным я с вами соглашусь,большое спасибо за столь подробное объяснение.
Буду благодарна, если тут кто-нибудь вспомнить более конкретные имена и даты. я тоже
Из амазонских джунглей? Она жила в каком-то племени(там были племена?)? Если так, то получается,она жила в социуме, развивалась как
человек,пусть на очень примитивном уровне,но это означает,что у неё так или иначе развивались речь,элементарные навыки, и даже возможно,что и логическое мышление тоже.
Но история знает и другие случаи.(хотя, скорее всего вы не об этом
Я не знаю насколько эта история притянута за уши,и возможно ,проживи она чуть больше, итог эксперимента был бы успешнее...
Но речь-то была не об этом.
Kaimana
Если при рождении никаких мутаций не было, определять будет окружение.
И этим окружением долго являются мама и папа.
Вот, здесь есть статья на эту тему: trezvyi.narod.ru/s9.htm
Но, ИМХО: слегка утрированная пропаганда здорового образа жизни.
Ну, да. О чем и речь.
В остальном же на психологическое развитие влияет как семья, так и социокультурное окружение (культурно-историческая теория Льва Семеновича Выготского вам в помощь)
Но история знает и другие случаи.(хотя, скорее всего вы не об этом
Тут встает вопрос о том какого возраста были эти девочки. Если у них были пропущены соответствующие сензитивные (впрочем некоторые пишут сенситивные - это особенности перевода) периоды, то развития и не будет (Но это уже про Марию Монтессори). Например если ребенок до 6 лет не усвоил человеческой речи он не заговорит осознанно. Ну а поскольку человеческое мышление словесно-логическое (мо оперирует словами, для построения логически операций), то сильно страдает и мышление в большинстве своем приводя к умственной отсталости неясного генеза (уж простите не помню какой это шифр по МКБ-10)
Впрочем иногда ребенок усваивает речь, но просто не желает говорить(мутизм, РДА) или не может говорить (Нарушение речевого аппарата) с окружающими
Старшая освоила с десяток слов.
Предположительно, одной, в момент когда их нашли, было восемь лет, и четыре. Значит старшая, в момент развития речи, еще жила с людьми.
Вопрос был про наследуемость характеров, и пример тоже в копилку "ненаследуемости", выросшие с волками девочки и вели себя по волчьи.
Будем дальше развивать эту тему?
Ну значит у старшей этот период был точно пропущен и слова она просто зазубрила, а младшую просто не смогли вытащить (дело то не самое легкое)
Вопрос был про наследуемость характеров,
Ну я и про это написал. Просто захотел объяснить почему эксперимент был неудачен
Будем дальше развивать эту тему?
А почему бы и нет. Все лучше чем обсуждать откуда взялась приставка кило
Ну значит у старшей этот период был точно пропущен и слова она просто зазубрила
Как раз, если бы развитие речи происходило в волчьей стае, ничего бы она не смогла зазубрить. Были реабилитированы старые навыки, и не сами же волки народили младшую? Дети попали в логово одновременно, значит старшаей было не меньше четырех лет. Речь к этому возрасту уже формируется.
Ну, при возможности и желании говорить.
В принципе, да не подумал.
Но был пропущен большой период (причем, как я понимаю, младшая изначально не говорила, иначе бы девочки хоть как то, но разговаривали между собой и у них соответственно была бы возможность сохранить некий язык) и навык который не закрепился, сильно атрафировался (в отсутствии языковой практики) и был утрачен настолько, что практически не подлежал восстановлению
В общении этих двух, старший будет помогать развития младшего, или младший замедлит развитие старшего?
А четырехлетний и не будет передавать А вот допустим 6-летний с 2-летним мог бы вполне говорить.
Именно поэтому я и обратил внимание, на то что младшая не говорит (что означает, что срок жизни с волками был довольно долог)