Я читала роман "Мастер и Маргарита" раз, как минимум, десять. Однако, остались вопросы. Вот, теперь нашла, где их можно задать...
(Синдромом поиска глубинного смысла не страдаю, однако верю, что страдал/наслаждался им (к удовольствию читателей) сам Булгаков)Первое. читать дальше...Как же так получается, что Мастер и Маргарита умерли физически, другие люди это наблюдали ("...женщина вышла из своей спальни, внезапно побледнела, схватилась за сердце и, крикнув беспомощно: - Наташа! Кто-нибудь... Ко мне! - Упала на пол в гостиной...", "- Скончался сосед ваш сейчас, - прошептала Прасковья Федоровна, <...> и испуганно поглядела на Иванушку..."), но в эпилоге написано, что "шайка гипнотизёров" "...заставили исчезнуть из Москвы Маргариту Николаевну и ее домработницу Наташу" и Мастера, причём, живыми ("...приняв во внимание странную и безумную записку Маргариты Николаевны <...> следствие пришло к заключению, что и хозяйка и ее домработница были загипнотизированы, подобно многим другим, и в таком виде похищены бандой", "...осталось совершенно неясным для следствия - это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя Мастером, из психиатрической клиники")? Так что всё-таки получается для стороннего наблюдателя (не читателя, а жителя "книжной вселенной"), они умерли, и Прасковья Фёдоровна и кто-нибудь из дома Маргариты "зафиксировали факт смерти", или они исчезли вместе с Воландом и его свитой из города?Второе. читать дальше...У всех в свите Волонда есть мифологические или исторические прототипы? Про Азазелло знаю: это говориться прямо, так, как есть в мифах (легендах, сказаниях - не знаю, как правильно), он "демон безводной пустыни, демон-убийца". А Бегемот ("...теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире"), с кого он списан, если списан? Мне кажется, вряд ли со страшного апокалиптического зверя Бегемота (хотя, я, конечно, не специалист и могу ошибаться). Был ли прототип у Фагота-Коровьева ("Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, <...> его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого пошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал"), и кто? А как же Гелла? Постоянно упоминаемый и подчёркиваемый в тексте шрам на шее мне лично кажется на что-то намёком (ну, кроме как на вампирский укус, и то спорно), но на что именно я понять не могу, эрудиции не хватает. Хотя, конечно, запросто может быть, что намёк намеренно ложный...Третье. читать дальше...Что случилось с Мастером? Опять же, почему он изменился именно так: "Волосы его белели теперь при луне и сзади собирались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног Мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор."? И где было то место, которое стало его новым домом? Мне кажется, что это было где-то в Лимбе, скучном и унылом месте для большинства, но не для того, кто устал от суеты в любом виде. Тем более, "Воланд, <...> добавил: - а что же вы не берете его к себе, в свет? - Он не заслужил света, он заслужил покой, - печальным голосом проговорил Левий.", а Лимб - как раз "не свет и не тьма", а нечто между (правда, в "Божественной комедии" это первый круг ада - но Данте в данном вопросе же не первейший авторитет, да?). Как думаете, вероятен такой вариант?Комментарии я прочитаю завтра, и отвечу на них, если потребуется, тоже завтра. А то я уже спать...
@темы:
Философское,
Непознанное,
Искусство,
Религия,
История,
Литература
Там, может, удобнее будет.
Прототипов у него два. Прототип собственно Коровьева, бывшего регента с его манерой общения и любовью к хоровому пению - слесарь-водопроводчик Агеич, бывший регент церковного хора, любовник домработницы Булгакова. Прототип Фагота - рыцарь-альбигоец. "Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил,- ответил Воланд, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал." Этого рыцаря Булгаков позаимствовал из истории рыцарей-альбигойцев. А вот и каламбур, связанный с чудесным освобождением Тулузы от осады: "На всех в городе, поскольку Симон умер, Снизошла такая радость, что из тьмы сотворился свет.". Из тьмы не может сотворится света, это - дьявольское искушение. Фразу Мефистофеля "Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо." Булгаков вынес в эпиграф своего произведения.
Гелла - этим именем называли в Греции девушек погибших до замужества и ставших вампирами.
Кот-оборотень Бегемот. Его прототип - огромный домашний кот Булгакова Флюшка. В демонологической традиции - Бегемот - один из бесов, демон желаний желудка. Обжорство домашнего кота Булгакова нашло свое отражение и в имени, и в поведении литературного героя, который то ест, то пьет, то закусывает.
нет, не Лимб. скорее уж, чистилище
К вышесказанному можно добавить и мотив зверя. Ибо где Бегемот, там вечно происходит какой-то местный апокалипсис.
"Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил
Опять же в добавок к вышесказанному. Попадалось толкование, где печального рыцаря из финала сопоставляют с другим Рыцарем. Печального образа.
"Гелла" так же перекликается с английским hell. А ее вампирство едва ли должно вызывать сомнения.
www.bulgakov.ru/k/
Я не думаю, что это вообще возможно определить. Ведь не скажешь же, где этот поток лунного света, где ходит Понтий Пилат с Га-Ноцри. Просто альтернативный вид загробной жизни. К которому католический Лимб имеет весьма отдалённое отношение. ИМХО, конечно.