08:15

Хорошо там, где я.
Господа филологи, подскажите!
Как вычленять из литературы основную тему и основную проблему? В чём их концептуальное различие?
Конкретно, на каком-нибудь элементарном примере (типа сказки «Колобок») покажите основную тематику и проблематику произведения.
Гуугль меня не забанил, но там всё настолько умнО и расплывчато объясняется... А я забыла школьные азы.

Ответ получен.

@темы: Литература

Комментарии
06.11.2012 в 09:19

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
"Колобок", говорите... Ну, скажем, тема - приключения Колобка. Проблема... Вы идею имели в виду?:) Если идею, то "если бы уважал родителей, всё бы обошлось".:)
Тема - о чём.
Идея - что хотел сказать автор. Мысля ведущая.:)
06.11.2012 в 09:25

Хорошо там, где я.
Nelvy,
а вот не идея. :laugh: В книге дана примерная схема анализа литературного произведения. И первые пункты:
1. История создания.
2. Тематика.
3. Проблематика.
4. Идейная направленность произведения... И.т.д.

Пытаюсь каждый пункт уяснить для себя. Разъяснить каждую сову поточнее.
06.11.2012 в 09:30

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Talie, ок. Бред, конечно, но мало ли чего изобретают добрые люди.
Проблемы "Колобка": опасность прогулок в тёмном лесу без взрослых, коварство людей, притворяющихся добрыми, опасность излишней уверенности в себе.
Кстати, идейная направленность произведения - это вообще только для идеологизированных книжек подойдёт, на мой вкус.
06.11.2012 в 09:38

Хорошо там, где я.
Nelvy,
спасибо)))) Мне нравится и понятен этот список. Проблем.

Бред, конечно
*по секрету* этот бред — пособие для поступающих в московские вузы. :lol:

идейная направленность произведения - это вообще только для идеологизированных книжек подойдёт, на мой вкус.

Возможно, да. Но меня этот пункт как раз не смущает. Тут просто привязать к контексту: к конкретной эпохе, и её идеям (идеалам).
06.11.2012 в 09:40

Пробило шесть, но я не спал холодным утром, я оказался в этом мире, что меняет судьбы навсегда
По мне так можно мыслить глобальнее. Проблематику можно увидеть в сложности взаимоотношений Колобка с внешним миром, родителями. Можно даже нигилизм за самоуверенностью усмотреть. Она же и тематика. Идеологию и правда только в для идеологизированных книжек подойдёт, но можно и придумать что-нибудь вроде хорошо быть честным милым и добрым, но опасно, а опасным и хитрым быть плохо, но можно много выиграть. Прям идеология 90х какая-то)
06.11.2012 в 09:51

Хорошо там, где я.
~Ветер~,
Проблематику можно увидеть в сложности взаимоотношений Колобка с внешним миром, родителями. Можно даже нигилизм за самоуверенностью усмотреть. Она же и тематика.
То есть, иногда они тесно переплетены или вообще одно и то же?
С прозой пытаюсь разобраться. Темы и проблемы лирики Пушкина назвать могу сходу. А вот темы и проблемы повестей Гоголя, допустим — буду сидеть и думать.
Я-то никуда не поступаю.:-D Но у ребёнка в следующем году начнётся литература в школе. И такие вопросы могут возникнуть внизапна. И у него, и у меня.
06.11.2012 в 09:56

История не имеет сослагательного наклонения. Жизнь тоже.
Talie, да хоть в Оксфорд. Современные пособия... В общем, не будем о грустном.

Возможно, да. Но меня этот пункт как раз не смущает. Тут просто привязать к контексту: к конкретной эпохе, и её идеям (идеалам).
А Серебряный век как привязывать к конкретной эпохе с точки зрения идейности? Символистов, скажем? Нет, за уши-то можно что угодно притянуть, конечно, но раскладка пунктов крайне странная, на мой вполне филологический вкус:)

~Ветер~, э... с каких это пор проблема и тема - одно и то же? Это работает только для произведений определённого рода. В "Буревестнике" - сработает. В "Барышне-крестьянке" - нет.
06.11.2012 в 10:02

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Кстати, идейная направленность произведения - это вообще только для идеологизированных книжек подойдёт, на мой вкус.
Подавляющее большинство "книжек", о которых придётся вести речь абитуриенту, именно "идеологизированы". Начиная со "Слова о полку Игореве". :)
Идея - что хотел сказать автор.
Настоятельно советую избегать такой формулировки. Если приёмная комиссия будет состоять на из кондовых шкрабов, а из более или менее адекватных людей, она у них вызовет, в лучшем случае, иронию.
Как вычленять из литературы основную тему и основную проблему? В чём их концептуальное различие?
Позволю себе немного развить мысль, уже высказанную Nelvy. Тема произведения — что конкретно происходит. Проблематика — спектр вопросов, которые затрагиваются в данном произведении. Скажем, тема "Вишнёвого сада" — это история о том, как разорившаяся помещица ненадолго вернулась домой, чтобы продать родовое имение. А проблематика — гибель "дворянских гнёзд", вымирание дворянства, приход им на смену класса предпринимателей, которых, в свою очередь, уже теснят молодые, революционно настроенные кретины люди.
06.11.2012 в 10:03

Хорошо там, где я.
Nelvy,
Символистов, скажем?
Согласна. Здесь или очень трудно — или вообще никак.

но раскладка пунктов крайне странная, на мой вполне филологический вкус
И даже на мой дилетантский. Одно хорошо: схема примерная. Как написали авторы. Это радует))))
06.11.2012 в 10:05

Хорошо там, где я.
Оладушка,
Тема произведения — что конкретно происходит. Проблематика — спектр вопросов, которые затрагиваются в данном произведении.
Благодарю. Теперь стало совершенно ясно.
06.11.2012 в 12:44

Суицидный хоббит
www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=81

на всякий случай. Вдруг пригодится.
06.11.2012 в 12:56

Хорошо там, где я.
Меррил,
спасибище!
06.11.2012 в 14:04

Что ты рыдаешь, размазав паленую тушь? Лучше б ты пересекала в собачьей упряжке плато Гиндукуш
Мне всегда казалось, что:
Тема - это, действительно, что происходит;
Проблема - действительно, вопросы, которые при этом затрагиваются;
А идея - это ответы автора на эти вопросы, если эти ответы есть. Или отношение автора к этим проблемам.
06.11.2012 в 14:16

Хорошо там, где я.
Баис,
слушайте, а здорово! И очень связно. :up: