Суицидный хоббит
Заранее готова извиниться, если вопрос не по теме сообщества. Но мне стало любопытно найти ответ на вопрос.
Не ожидала, что вспомню...Кроша. Был у него пунктик - он всем говорил правду. Объяснял, что так проще - а не то придется помнить, кому что наврал и в итоге можно запутаться. Но вспомнив о Кроше, задумалась о жизни вообще.

И такой интересный вопрос.
Вот говорят иногда "Я не соврал...я просто не сказал всей правды".
И вдруг задумалась...
На каком этапе правда перестает быть правдой и превращается в ложь? И в самом ли деле - если "не говоришь всей правды" - ты при этом не врешь? Или это самообман такой? И правда бывает только одна - полная. А если по кусочкам и дозировано - это сказать, а это не сказать - то это уже обман, а обман - это ведь все равно, что неправда. Так?

@темы: Непознанное, Человек, Психология, Люди

Комментарии
09.02.2013 в 09:29

Без веры, без любви Без права выбирать Посмевшая забыть Что чем труднее жить Тем легче умирать (с)
в психологии искажение реальной инофрмации делится на 3 группы:
1. вранье- приукрашивание, это из серии когда рыбаки хвастаются "я поймал воооооот такую огромную рыбу!"
2. обман - то, о чем говорите вы - недосказывание, недоговариванье всей правды. рыба то может и огромная, но рыбак не уточняет, что это была невероятно огромная селедка, а окружающие сами додумывают, что это наверное была щука-гигант
3. ложь - сознательное и умышленное искажение реальных фактов: тот самый рыбак громко заявляет, что он действительно поймал щуку, огромнуюю, как акула, а селедка тут вообще не водится
вообще, вопрос философский.с какой то стороны это самообман-самооправдание, с другой - когда недальновидность собеседника, когда - просто желание верить рассказчику, иногда даже несмотря на очевидные факты (это как раз таки щука тут и не водится, а не селедка)
09.02.2013 в 09:37

Live Fats Die Yognu
Не всякое искажение истины является ложью.

На каком этапе правда перестает быть правдой и превращается в ложь?
Как только что-то из сказанного перестает соответствовать истине.
Если сказана была только половина правды, все, что было сказано, тем не менее, верно, и ложью формально считаться никак не может.

И правда бывает только одна - полная.
"Полная правда" предполагает предоставление собеседнику всей информации, прямо или косвенно влияющей на описываемый объект или ситуацию. Такими темпами у вас на описание разговора о погоде уйдет полжизни - не говоря уже о том, что некоторая часть информации вам наверняка неизвестна, а большая ее часть и вовсе не нужна.
Когда вам прививали базовые представления о времени и пространстве, вам ведь не рассказывали про теорию относительности?

Другое дело, что, как правило, в любой ситуации все прекрасно понимают, какого рода информация от них требуется, и в ход вступают всяческие неписаные правила, которые вроде бы всем понятны, но не поддаются четкому описанию.
09.02.2013 в 10:57

Хорошо там, где я.
На каком этапе правда перестает быть правдой и превращается в ложь?
Об этом нам говорит наше сердце. Только говорящий может точно знать: правдив ли он в своих речах или лукавит, врёт, недоговаривает. Очень часто бывает, что нашу 100% правду собеседник воспринимает как ложь. Мы ведь всё время в общении и социуме. У медалей «правда-ложь» всегда две стороны: сердце и уста говорящего. И воспринимающий аппарат или уши, мозг слушающего человека.
Так что вопрос, воистину, философский.
«...Садись с нами, Философ. Ты прав, разговор у нас научный, и спор выходит самый что ни на есть опасный. Так что надо выпить».
09.02.2013 в 11:50

НИКОГДА не расскажу тебе о том, сколько слёз, слов и действий было в моём "мне всё равно".
"Я не соврал...я просто не сказал всей правды". я почему-то думала, что это своего рода дипломатия. зачем человеку говорить, что он дурак, если он чаю зашел выпить?
09.02.2013 в 12:28

¡ʎuunɟ ʇou sı sıɥʇ
На каком этапе правда перестает быть правдой и превращается в ложь
По всей видимости, на том этапе, когда человек, услышавший эту правду, при попытке воспользоваться полученными сведениями оказывается в проигрышном и ущербном состоянии.
09.02.2013 в 12:28

Извращения - лучшее, что есть в нашей жизни. ... ОЧЕНЬ СТЫДНО! (с)
Cut Capers:
На каком этапе правда перестает быть правдой и превращается в ложь?
Как только что-то из сказанного перестает соответствовать истине.


Да, плюсую это и весь коммент. Есть правда, есть истина, и это разные вещи. Правда - это то, как преломляется истина в нашем сознании. Поэтому истина одна, а правда у каждого своя. И, по сути, любая чужая правда есть ложь.

Меррил, для ответа на поставленную задачу я бы предложила вам рассмотреть намерения собеседника. Всякие источники с эзотерическим уклоном утверждают, что Бог судит человека по намерениям. Либо он говорит нечто (ложь, правду или часть правды) с намерением ввести вас в заблуждение, либо — с намерением передать информацию (как он её понимает, естественно). Также будут и промежуточные стадии, например, вас не хотят обманывать напрямую, но не скажут лишнего, допустим, чтобы обезопасить себя. То есть, в данном случае проблема, скорее, обретает этическую подоплёку, и в итоге вы сами в каждом конкретном случае будете решать, на каком этапе правда перестает быть правдой и превращается в ложь.
09.02.2013 в 12:42

Юная нечисть.
правда субъективна. Истина - объективна. Таким образом, человек, сказав правду, может обмануть - ведь его правда не обязательно соответствует вашей, хотя обе есть отражение истины. Зеркала просто разные и оба - кривые. :nope:
09.02.2013 в 13:26

Хорошо там, где я.
Есть правда, есть истина, и это разные вещи. Правда - это то, как преломляется истина в нашем сознании.
Истина. А что такое истина?
Время, вроде бы, истина. Но в Риме есть древние солнечные часы, на которых написано «Сейчас больше, чем ты думаешь».
Я есмь путь и истина, сказал Христос. Но как-то многие земляне не согласны с этим тезисом. И.т.д.
09.02.2013 в 14:49

иероглифы нельзя считать орнаментом, за исключением тех, которые не могли прочесть французы ©
не осилил каменты, но внесу свое веское: Библия говорит ясно: "не сказал всей правды, утаил = соврал, согрешил".
отписываюсь.
09.02.2013 в 15:05

Now and forever.
И вновь кто-то считает Библию достоверным источником информации, которому стоит слепо доверять, лол.
09.02.2013 в 15:25

I'm your source of self-destruction ©
Midnight Beast, ну если учесть, что она для очень многих людей и поколений является основой морали и тому подобного, то высказывание не такое уж глупое )
09.02.2013 в 15:27

Now and forever.
Таурэтари

Вы знаете, Майн кампф тоже немало людей вдохновляла, как и прочие учения тиранов, это ни о чем не говорит.
09.02.2013 в 15:48

I'm your source of self-destruction ©
Midnight Beast, сравнивать Майн Кампф с одной из мировых религий, как минимум, глупо. И быть воинствующим противником всего религиозного тоже ;)
09.02.2013 в 16:24

Храни вас Бог в промасленной бумаге. © Шестаков
И быть воинствующим противником всего религиозного тоже
Вы так говорите, как будто это что-то плохое ))
09.02.2013 в 21:09

Моя жизнь - точно необкуренная трубка: я все еще не обжила себя...
Всем, конечно, моё ценное мнение до задницы, но всё же...
Технически, не сказать ВСЕЙ правды - не ложь. Например, человек одет в красный свитер. Его спрашивают: какого цвета ваш свитер? Если он отвечает "красного" - это правда, если "зелёного" - ложь. Если он ответит "НЕ синего" - ложью это не будет, т.к. красный, само собой, от синего довольно далеко. Если он ответит "кораллового/алого/карминового" - это будет та самая "личная правда". Как-то так... Если сильно упрощённо и технически.
А дальше начинается мораль... Мне вот встречались люди, которые в лицо говорили мне, даже если их совсем не спрашивали, что я жирная и уродливая. На мои слова, что мне, вообще-то, неприятно это слышать, хоть я и в курсе, мило хлопали ресничками и говорили: "Ну раз ты сама понимаешь, что это правда, почему обижаааешься? На правду не обижаются!". То есть, технически - это правда. Со стороны морали - хамство. Ещё вариант: усыновлённому ребёнку возраста лет эдак пяти сверстник сказал, что его мама ему не мама, и вообще он от бомжихи родился (дети часто повторяют слова родителей). Ребёнок три дня плакал, хотя мама-папа убеждали, что враньё это всё, ты наш родной и всё такое (обидчику и его родителям уже тоже вправили мозги, так что повторение маловероятно). Технически, родители ребёнку соврали. С другой стороны, спасли от психической травмы, потому что в таком возрасте адекватно принять подобную новость невозможно в силу детского восприятия реальности.
Короче, всё это сплошная болтология, а тонкости ситуации зависят от привычек, способа мышления и прочих особенностей психики участников ситуации, что очевидно.
10.02.2013 в 08:43

Суицидный хоббит
ак что вопрос, воистину, философский. «...Садись с нами, Философ. Ты прав, разговор у нас научный, и спор выходит самый что ни на есть опасный. Так что надо выпить». :hlop::hash2:
В самом деле...Хорошее решение проблемы. Точнее, подход к этому)

По всей видимости, на том этапе, когда человек, услышавший эту правду, при попытке воспользоваться полученными сведениями оказывается в проигрышном и ущербном состоянии. - о-о...вот это определение я постараюсь запомнить...Логично.

Но в Риме есть древние солнечные часы, на которых написано «Сейчас больше, чем ты думаешь». - вах....не знала....Но какое отличное изобретение! Ну, римляне молодцы! Спасибо за инфу)

Шуя Кахара, да-а-а-а! Вот примерно об этом я и думала, когда задавала вопрос. И захотела его уточнить....

де Альда, это почему "до задницы"??? Вау...кто ж так самооценку прибил-то??? Не, это неправильно) Вот такие мысли о себе - уж точно неправда, точнее, самообман. Ага)

Народ, огромное всем спасибо!!! Мозг аж на место встал! :angel2:
10.02.2013 в 11:00

Надежным бытовым средством отличения добра от зла на практике является полиция.
"Не вся правда" - очень тонкий момент. С технической точки зрения, когда у человека, одетого в красный свитер, спрашивают "в какой свитер ты одет", а он отвечает "в зеленый" - он тоже не лжет, а недоговаривает - пропускает слово "не" в фразе "не в зеленый".
10.02.2013 в 12:32

Извращения - лучшее, что есть в нашей жизни. ... ОЧЕНЬ СТЫДНО! (с)
Talie, Истина. А что такое истина?
Это то, как есть на самом деле, вне нашего восприятия. Однако, говоря это, я всё равно говорю свою правду, а потому — лгу. :lol:
10.02.2013 в 13:04

Now and forever.
И быть воинствующим противником всего религиозного тоже

С чего это?
10.02.2013 в 23:45

Зависит от вопроса. Если собеседник спросил вас в надежде выяснить конкретную информацию, а вы ему рассказали все сопутствующие детали, но именно того чем он на самом деле интересовался не сообщили - вы его обманули. Пример
11.02.2013 в 20:21

Женщина - слабое, беззащитное существо, от которого невозможно спастись! ©
Говоря смертельно больному человеку, что все будет хорошо и он скоро поправится, вы фактически лжете. Но давайте подумаем, многие ли в такой ситуации способны сказать правду. Тот же упомянутый выше Крош вряд ли смог бы сказать: "Извини, но все очень плохо, ты скоро умрешь".
12.02.2013 в 01:05

Суицидный хоббит
Тот же упомянутый выше Крош вряд ли смог бы сказать: "Извини, но все очень плохо, ты скоро умрешь".

О! А вот, кстати, тоже интересный вопрос. Как бы Крош поступил со своим принципом, столкнувшись с такой ситуацией.