Почему дирижёр обязательно дирижирует палочкой, а не просто руками? И почему тогда палочка только одна?
Гугл рассказывает только об истории появления палочки, но не о том, почему нельзя дирижировать просто руками.
(Ответ получен)
АПД:
Как дирижируют оркестром или хором слепых? Они ведь не видят дирижёра, а если отстукивать ритм и прочее, то это будет мешать слушателям.
Гугл рассказывает только об истории появления палочки, но не о том, почему нельзя дирижировать просто руками.
(Ответ получен)
АПД:
Как дирижируют оркестром или хором слепых? Они ведь не видят дирижёра, а если отстукивать ритм и прочее, то это будет мешать слушателям.
Можно. Просто в ряде случаев палочка помогает отчётливо проставлять акценты и тд.
Вот что видят оркестранты, когда в зале темно. Палочка яснее им, чем ладонь. Она ярче, как лучик.
Если воспринимать оркестр или хор, как единый музыкальный инструмент (отчасти так и есть), то работа дирижёра заключается не столько в самом дирижировании, сколько в руководстве во время репетиций. Он направляет и поправляет каждую партию. Не обязательно быть слепыми — зрячие могут исполнять произведения в абсолютной темноте. Дирижёра, соответственно, не видно. Можно подбирать произведения с чётким ритмом, можно встраивать в композицию партию ударных, которые отобьют ритм и это не помешает зрителям. Можно вообще петь под метроном — некоторые композиции удачно вписываются в ритмичный стук. Репетиции под метроном, кстати, прекрасно тренируют.
Но вообще в большинстве случаев соседние партии опираются друг на друга и исполняют произведение "по приборам"™ — например, вторые скрипки вступают после того, как первые закончили какой-то музыкальный массаж и тому подобное.
В такой ситуации может показаться, что дирижёр не нужен вообще. По большому счёту, это и есть мастерство — создать у слушателей иллюзию, что всё очень просто и само собой, без пашни и напряжения. Вот в эту иллюзию обычно и приходится вкладывать рекордное количество пашни.
Не знаю насчет оркестров слепых, но во время концертов функция дирижёра минимальная. Я один раз спросила подругу-виолончелистку: почему 100% музыкантов не смотрят на дирижёра вообще? Она смеялась искренне и долго, потом сказала:
— Да потому что большинство дирижеров такие ужасные рожи корчат - это не для слабонервных. Мы всё на репетициях отрабатываем, на концерте смотреть уже не надо, только на общее начало и финальное снятие звука.
И оркестр делится на группы: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы, духовые и так далее. Эти группы репетируют отдельно, оркестр играет вместе, только когда каждая группа в совершенстве играет свою партию.
С этими группами работает не дирижер, а концертмейстер группы. Тот, кто сидит и играет на первом пульте скрипок, виолончелей и т. д. Обычно первая скрипка без всякой дирижерской палочки и даже без профессионального владения техникой жестов работает со всем оркестром наравне с дирижёром. Как - понятия не имею. Но такова традиция. Первая скрипка это может и делает, это её (его) работа. Именно этому музыканту дирижер всегда пожимает руку в начале концерта и под финальные аплодисменты зала.
То есть, объяснять технику или темпы, динамику игры, смыслы какие-то дирижер может словами, пением. Просто голосом. В тишине. Дальше идёт работа над нотным текстом и фразами. Дальше показ может вестись хоть рукой, хоть кончиком носа, хоть нотами, свёрнутыми в трубку.
Плюсую к тому, что оркестр слепых, скорее всего, сам себе метроном - пол вибрирует в едином ритме, стулья тоже. Смычки слаженно взмывают и опускаются. Дело техники, видимо.
Но не видела ни разу такого оркестра. Это всё теоретические речи и гипотеза. Практика может быть любой.
современные дирижёры должны пользоваться лазерными указками ))
В учебниках по дирижированию пишут, что рожи нужны, так управляют эмоциональной составляющей музыки. А на деле музыкантам они мешают. Музыканты и авторы учебников по дирижированию не общаются?