12:36

инверсия вне
Здравствуйте!
Такой вопрос: есть фото прапрабабушки. На фото заинтересовало непривычное на мой (далеко не экспертный) взгляд ношение крестика (он как-то чуть ли не на ошейнике на самой шее неприкрытый одеждой, а не на цепочке\веревочке на груди под одеждой). Само фото сделано в г. Бердянске, приблизительно в 1913-1915 гг.
Собственно вопрос почему так? Это была какая-то распространённая мода того времени, или может быть она не к православным принадлежала, или ещё что-нибудь?

@темы: Религия, Религия: христианство, История, Люди, Обычаи

Комментарии
29.08.2016 в 12:45

Не важно, где ночевать, всё равно же одной! Да хоть под берёзой...
Может. чтобы меньше мешал на работе или чтобы ребенок за него не дергал?
Вообще действительно интересно.
29.08.2016 в 12:46

я видела такой вариант ношения, как раз на фотографиях с Украины и Беларуси. А еще на польских. Может быть, как раз от поляков и пошло?
Иногда вижу такие варианты именно в западном кино, в исторических фильмах, как раз про 19 век, в европейском антураже. Но там чаще всего про женщин среднего и высшего классов и часто это красивые и дорогие изделия.
Кажется, реально такая мода была, ну и пофасонить, показать дорогую вещь.
29.08.2016 в 13:01

очевидно же: это чокер
простите)))
29.08.2016 в 13:08

инверсия вне
polina_ts, в те времена женщины вроде как ещё редкость чтоб прям работали, плюс к этому церковь куда как большее влияния на людей имела, так что сомнительно, чтоб ради удобства крест перевесили как-то вот так, когда правила церкви говорят совсем иначе делать. Дети были у подавляющего большинства женщин, и не по одной штуке, а крестьяне и возможно не только они и в огороде\со скотом\в поле возились хоть бы периодически, а следовательно если б дети и огороды плохо б сочетались с ношением креста на веревке не груди, таких бы фоток было больше и они б были привычным делом.

Royal Heart, я видела такой вариант ношения, как раз на фотографиях с Украины и Беларуси. А еще на польских. Может быть, как раз от поляков и пошло?
хм, спасибо, интересная мысль)
А касательно моды - пересмотрела уже всё что нашла от того же фотографа и других работавших в Бердянске в те времена, и чёт ни у кого нет таких крестиков на "ошейнике". Вот юбки\кофты того же фасона есть, а крестов таких же нет. То есть не похоже на моду получается.
29.08.2016 в 13:20

инверсия вне
N_badass, спасибо, буду знать как эта штука называется, но пока всё равно это не объясняет того, что там крест делает)
29.08.2016 в 13:26

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Могу только подсказать, что "ошейник" — это, скорее всего, бархотка, украшение, популярное в 19 - начале 20 века. На неё вешали бантики, разные камни и т.д. А вот тут — крест. Причём, похоже, православный не католический. :nope:
29.08.2016 в 13:29

инверсия вне
Оладушка, ну да, в этом осн. вопрос и есть по сути - толи тогда не считалось, что православные должны кресты под одежду прятать, толи она к др. конфессии принадлежала.
29.08.2016 в 13:37

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
толи тогда не считалось, что православные должны кресты под одежду прятать
Вообще-то, обычно считалось. Так что тут явно не типичный случай.
29.08.2016 в 13:43

инверсия вне
Оладушка, уху, нетипичненько как-то.. По поводу католический - не католический: он вроде бы достаточно прямой, хоть и не тонкий. Но католические вроде бы как не обязаны быть тоненькими. А основное там различие в количестве гвоздей, и расположении тела. Чего с данного кадра точно никак не различить((
29.08.2016 в 14:21

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
banach space, в любом случае, чертовски интересно. :)
Буду наведываться в тему, может, придёт кто разбирающийся и скажет что-нибудь умное.

А вы про прапрабабушку, кроме города, что-нибудь еще знаете?
29.08.2016 в 14:32

Ybxtuj yt [jxe crfpfnm 'njve vbhe/
Кстати, а подскажите, почему бархотку вдруг стали чокером звать? Или у них есть какое-то принципиальное различие?
29.08.2016 в 14:43

инверсия вне
Оладушка, you are welcome! :) Да особо больше ничего и не знаю. Родилась примерно в 1881, в 43 года умерла, вроде как у неё было 13 детей (если конечно цифра не преувеличена моей уже бабушкой для значимости и пафоса). С приходом советского режима имела с этим самым режимом проблемы, в том числе и детей вроде как прятала и распихивала по дальней родне, чтоб не нашли. Из того что прабабушка в 30е годы закончила институт, могу предположить, что семейство у них было не из крестьян (хотя это возможно было только по линии отца прабабки). В любом случае, чтоб пойти в те времена в вуз, надо бы как минимум уметь читать и писать, а чтоб уметь читать и писать лет в 16-20, надо очевидно в более юном возрасте за счёт родителей образование начальное получить, а чтоб его получить в те времена, надо чтоб родители понимали зачем оно вообще нужно (когда в то время можно было спокойно жить не читая и не умея писать толком) и имели фин. возможность подрастающую тушку в самом расцвете сил сдать в школу, а не заставлять пахать\пасти скот\домом заниматься, потому что банально рук не хватает.
29.08.2016 в 15:09

А после нас, хоть Сыроежкин
В любом случае, чтоб пойти в те времена в вуз, надо бы как минимум уметь читать и писать
А ликбез?
29.08.2016 в 15:21

инверсия вне
der BudaiIka, не правильно мысль сформулировала, но в общем смысл в том, что жили б люди на уровне "где б найти ещё лишнии руки, чтоб хоть что-то вырастить в поле и не помереть с голоду зимой в оособенности, в вуз бы человек не пошел как я понимаю".
29.08.2016 в 15:22

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Как много любопытного в вашей семейной истории... :hmm:
То, что она в начале двадцатых имела такие проблемы, что аж прятала детей, наводит на мысль о раскулачивании. Просто с трудом себе могу представить еще какую-то причину для женщины, никак не производящей впечатление состоятельной. Ну, кроме межнациональных разборок ещё, конечно.
А прабабушка с матерью росла или в приёмной семье?
Начальное образование было бесплатное, но насчёт отношения к нему родителей в трудные времена вы правы на все сто.
29.08.2016 в 16:02

инверсия вне
Оладушка, мне кажется если покопаться, что в истории каждого второго человека можно будет что-нибудь интересное и таинственное найти, особенно с прадедов и древнее, хотя бы потому что всё неизвестное автоматически немного таинственным кажется. %)
Наверно да, раскулачивали семейство, а может они оказались какими-нибудь симпатизировавшими белому движению и их тоже решили подчистить чтоб наверняка? Просто про раскулачку знаю, что у меня прадедов с др. конца раскулачивали или около того, но там всё ограничилось тем, что они не будь дураками добровольно раздали всё своё имущество (там вроде как были к ним претензии в духе "а хрен ли вы зажрались так, что у вас тут и скотины больше чем одна корова полудохлая и дом не разваливается") и не стали дожидаться пока их в Сибирь сошлют, как односельчан упорствующих. (но тут инфа не точна ,я её мельком слышала когда-то в разговоре мамы с кем-то, когда мне эта тема не особо интересна была, а мать у своего отца (моего деда) слышала в детстве, а он при той раскулачке сам лет 6-7 от роду был). А тут вот прям всех поубивать решили, включая детей..
29.08.2016 в 17:04

Об эстетической эротике с точки зрения эротического эстета
Кстати, а подскажите, почему бархотку вдруг стали чокером звать? Или у них есть какое-то принципиальное различие?
да никакого различия, это потому же, почему покупателя, допустим, стали называть байером да шоппером, откуда взялся "лук" вместо "образа" или "ансамбля", и т.д.
бессмысленные и нелепые англицизмы, как будто своих слов в словаре мало.
простите за эмоциональность, просто наболело; я когда "чокеры" вижу, меня передергивает, даже звучит отвратно :puke:
29.08.2016 в 17:13

А после нас, хоть Сыроежкин
А у нас их татушками звали. :pipe: Потому что "ошейник" как-то грубовато, а бархоткой нечто плетеное пластиковое тоже не назовешь.Бархотка это что-то тканевое.
Касательно поста мысль - а может прапрабабушка так "покрасоваться" для фотографии решила? Ну из разряда, когда клиенты для фотографий в кавказкие папахи облачались или на фоне нарисованного моря фотографировались.
29.08.2016 в 17:31

Об эстетической эротике с точки зрения эротического эстета
А у нас их татушками звали. Потому что "ошейник" как-то грубовато, а бархоткой нечто плетеное пластиковое тоже не назовешь.
пластиковые витые у нас также называли))) когда они там появились-то впервые, в 90-е?
ну а то что на фото в посте - явно ж бархотка классическая))
29.08.2016 в 17:37

инверсия вне
der BudaiIka, может конечно и покрасоваться, сложно сказать что у тех людей в головах было. Но мне казалось в те времена отношение к религии более основательное и консервативное было. Т.е. если нельзя носить кресты наружу, то все свято соблюдали такое правило, иначе бы огребли по первое число от общества окружающего. Ну и я хз, тут есть вообще чем красоваться-то? Вроде бы обычный крест, у каждого второго такой же примерно был, наверно (а брать чужие кресты как папахи на прокат - вообще как-то странно, тогда б уж бусы какие или др. украшения).
29.08.2016 в 17:44

Оладушка, Начальное образование было бесплатное - прошу прощения? Это вы цпш имеете в виду? Гимназии платные были, уж не говоря о том, что имели квоту на детей низкого происхождения.
29.08.2016 в 19:45

Если прабабушка получила высшее образование в 30х, то школу она заканчивала тогда же, советскую и бесплатно. Посчитайте в каком году она родилась. Если ее детство пришлось на 20 годы, тогда уже повсеместно хоть ликбез, а то и школы в несколько классов начали распространяться. В каком году она родилась?
29.08.2016 в 20:28

У меня гранаты не той системы
Из того что прабабушка в 30е годы закончила институт, могу предположить, что семейство у них было не из крестьян
Это с какой стати? Моя бабушка из крестьян, ее в 30-е годы брали без экзаменов в вуз, для детей крестьян было преимущество.
29.08.2016 в 20:34

инверсия вне
Royal Heart, В 1912м. Так же, сохранились ее фото, говорящие о том, что в 1927(8) она 7й класс закончила (вернее там "группа", а не класс) и таких фото несколко с разницей в год на уменьшение. Следовательно учиться она году так в 19-20 отправилась. Ликбез там только начинался, и кстати он рассчитывался на 7-10 месяцев, а не года. То есть даже если в годах и рассчетах путаница, и она не 7 лет училась, то все равно явно больше года. Ну и не стали бы обычные крестьяне так заморачиваться над девочкой тем более. Для примера у меня дед 24го года "выпуска" чуть ли аж не после войны аттестат зрелости получил. А одну из бабушек отправляли в техникум в 40е годы учиться, мотивируясь тем, что там банально кормить будут (голод там у них был или что-то около того). А, еще где-то в лекциях историка одного слышала, что-то про то что реально нормально писать и читать людям массово потребовалось во время ВоВ, письма с фронта писать/читать, а до этого в массе своей жили и не заморачивались на грамотность, тем более уж про вузы не думали.
29.08.2016 в 20:37

инверсия вне
Венделин, ну может и так, я не историк, сужу по данным из своей семьи и семей знакомых о ком знаю, и почему-то массовых забегов в вуз, как в наше время, ни у кого не наблюдаю. %)
29.08.2016 в 20:42

banach space, banach space инверсия вне Royal Heart, В 1912м. Так же, сохранились ее фото, говорящие о том, что в 1927(8) она 7й класс закончила (вернее там "группа", а не класс) и таких фото несколко с разницей в год на уменьшение. Следовательно учиться она году так в 19-20 отправилась. Ликбез там только начинался, и кстати он рассчитывался на 7-10 месяцев, а не года. неа, это все равно было только на территории, где была советская власть, а значит учеба была бесплатной. Не иностранные интервенты, ни белогвардейцы организацией учебы в годы гражданской не занимались. Никто, кроме советской власти этим не занимался. Ну да, энное количество денег на еду и одежду, а заодно и тетрадки нужны были. Но все же. Да не беспризорница, у родителей был какой-то доход.
29.08.2016 в 21:12

инверсия вне
Royal Heart, может и так. А чего тогда люди массово в вузы не шли?
29.08.2016 в 21:20

Ликбез - это для взрослых по желанию. А дети при советской власти все учились в школе. Поначалу только 7 классов было бесплатное обучение, а 8-й уже за плату. Но потом все сделали бесплатно.
Моя бабушка 1916 г.р. из крестьянской семьи. Жили в деревне, не самой большой, но и не совсем глухомань. Все дети из их семьи, и старше бабушки и младше, учились в школе. Бабушка закончила 4 класса. В 5-й класс ее в деревне не взяли, потому что отец был раскулачен (его не ссылали, просто отсидел 2 месяца и его отпустили. Кстати, в последствии за хорошую работу в колхозе в этой же деревне ему дали звание почетного колхозника или как-то там называлось и он получал повышенную пенсию). Бабушка закончив 4-й класс уехала в соседний городок, там отучилась на рабфаке, а потом поступила в техникум и в 1937 году закончила его.
Кто хотел учиться - учился. Крестьянин не крестьянин. Еще одна бабушкина сестра закончила только 7 классов, другая техникум, а их отец даже не стал ликбез посещать. так и остался безграмотным вплоть до своей смерти в 1974 году.
29.08.2016 в 21:21

Не важно, где ночевать, всё равно же одной! Да хоть под берёзой...
banach space, наверняка просто не до этого было. У меня прабабушка в 1922-1923 году пешком пришла в город работать, наврала, что ей 12 было (2 года добавила, так во всех документах и пошло, только уже на памятнике на могиле дату правильную поставили). Не хотела на хозяйстве работать, с семьей поссорилась и пришла (как знала, семью потом раскулачили, трое их всего осталось из тех 9, что не умерли в раннем детстве). А учиться читать пошла уже лет в 20 по рассказам, раньше работать надо было.
29.08.2016 в 21:39

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
momond, вам уже ответили, что человек, поступивший в вуз в тридцатые годы, явно учился в школе после Октябрьского переворота. Но бесплатное начальное образование распространилось гораздо раньше, на рубеже веков было открыто множество школ для детей из низов — не только церковно-приходских (их было примерно треть), но и земских, сельских и т.д.
Главное не путать гимназии и начальное образование. Гимназия "на наши деньги" — это, скорее, средняя школа. Ни для кого не новость, что туда брали детей лет с девяти, соответственно, уже умеющих читать и писать.