Грядет перемена мест слагаемых
Господамы любители научно-популярных статей по психологии и иже с ними, на вас уповаю.
Никто из вас не встречал статью о научном разборе или хоть каком-либо объяснении одного несмешного феномена, с котором мне время от времени приходится сталкиваться? Суть в том, что некоторые люди примерно поколения 50-60-х годов испытывают какой-то иррациональный страх и отвращение при попытке поговорить с ними (а также не с ними, но вокруг них) о выдуманном, и в частном случае, о фантастике в книгах, фильмах, сериалах и др. Настолько сильный, что даже если разговор идет о вполне реальных вещах, например об автомобиле главного героя, или об его семье, как только они понимают, что именно с ними обсуждают, то с полным ужаса и страдания лицом немедленно уходят от разговора или предпринимают всяческие попытки его оборвать.
Что это, вообще, блин, такое?
Я пыталась тыкать в этот феномен палочкой, но любые самые осторожные расспросы, что не так, немедленно вызывают эвакуацию и волну агрессии, взлетающую до небес в ответ на попытки быть понастойчивее. Аргументация уровня "вся художественная литература тоже выдумка, особенно историческая, так почему ее обсуждать можно, а эту нельзя" не срабатывает, граждане преспокойно смотрят себе сериалы "за жизнь", сюжет которых я считаю не менее фантастическим (если не сказать, сюрреалистическим), а тут вдруг такая загогулина.
На совсем кухонном уровне я сначала предположила, что это этакий своеобразный страх подмочить репутацию взрослого серьезного человека, не интересующегося глупостями, но после фантастического рассказа (по-моему) А. Лазарчука "Там вдали за рекой", где по самому передовому коммунистическому городу, населенному исключительно светилами науки по ночам стали бродить маленькие сгорбленные твари, заглядывать в окна и облизываться, все их видели, но никто никому ничего не сказал, я заподозрила, что объяснение тут какое-то другое, так сказать, тяжелое наследие коммунистического прошлого, помноженное на стадный инстинкт, что ли. Но в самом рассказе ответа почти и не было, так что я до сих пор в недоумении, как и главный герой - следователь, но что-то часто стала вот это всё вспоминать.
Но хотелось бы почитать что-то более-менее научное о этому поводу, хотелось бы наконец разобраться.
Никто из вас не встречал статью о научном разборе или хоть каком-либо объяснении одного несмешного феномена, с котором мне время от времени приходится сталкиваться? Суть в том, что некоторые люди примерно поколения 50-60-х годов испытывают какой-то иррациональный страх и отвращение при попытке поговорить с ними (а также не с ними, но вокруг них) о выдуманном, и в частном случае, о фантастике в книгах, фильмах, сериалах и др. Настолько сильный, что даже если разговор идет о вполне реальных вещах, например об автомобиле главного героя, или об его семье, как только они понимают, что именно с ними обсуждают, то с полным ужаса и страдания лицом немедленно уходят от разговора или предпринимают всяческие попытки его оборвать.
Что это, вообще, блин, такое?
Я пыталась тыкать в этот феномен палочкой, но любые самые осторожные расспросы, что не так, немедленно вызывают эвакуацию и волну агрессии, взлетающую до небес в ответ на попытки быть понастойчивее. Аргументация уровня "вся художественная литература тоже выдумка, особенно историческая, так почему ее обсуждать можно, а эту нельзя" не срабатывает, граждане преспокойно смотрят себе сериалы "за жизнь", сюжет которых я считаю не менее фантастическим (если не сказать, сюрреалистическим), а тут вдруг такая загогулина.
На совсем кухонном уровне я сначала предположила, что это этакий своеобразный страх подмочить репутацию взрослого серьезного человека, не интересующегося глупостями, но после фантастического рассказа (по-моему) А. Лазарчука "Там вдали за рекой", где по самому передовому коммунистическому городу, населенному исключительно светилами науки по ночам стали бродить маленькие сгорбленные твари, заглядывать в окна и облизываться, все их видели, но никто никому ничего не сказал, я заподозрила, что объяснение тут какое-то другое, так сказать, тяжелое наследие коммунистического прошлого, помноженное на стадный инстинкт, что ли. Но в самом рассказе ответа почти и не было, так что я до сих пор в недоумении, как и главный герой - следователь, но что-то часто стала вот это всё вспоминать.
Но хотелось бы почитать что-то более-менее научное о этому поводу, хотелось бы наконец разобраться.
1. Идея о том, что что-то несуществующее (от единорога до гравицапы) способны придумать только люди, увлечённые веществами разной степени тяжести, и общаться с теми, кто имеет к этим веществам отношение - страх, ужас, моветон.
2. Фантастические вещи выдумывают от безделья, надо работать, а то посодют за тунеядство!рас, и не важно, что уже не посадят, страх-то остался.
Но вообще-то вся эта суета вокруг веществ, а тем более интерес и бытовое знание о том, какие интересные эффекты они производят на людей, продукт конца 90-х начала 2000-х, к тому времени эти люди уже давно благополучно были взрослыми состоявшимися личностями, и многие до сих пор, кроме "наркотики - это болезнь!" ничего выдать не могут и в сортах веществ абсолютно не разбираются, поэтому применять "шутки про наркоманов за 200" к жизни вряд ли способны.
А возможно связано с работой одного из полушарий...кто знает?
Минутка санпросвета - у вас, как и окружающих людей, оба полушария работают одновременно и в тех зонах, которые нужны в данный момент, а бытующее представление о преобладании одного полушария над другим не более, чем миф. Вот, например, об этом на Постнауке.
Глинтвейн, увы, нет. Помимо родителей приходилось сталкиваться с другими особами, в том числе, к моему очень неприятному изумлению, с одной работницей библиотеки, которая своими руками разрушила вверенный ей фонд художественной литературы, потому что кто в наше время будет ходить в библиотеку, где тебя нравоучительно отчитывают за твой выбор.
Вообще это жутковато, как программа или кодирование, чес-слово.
мои родители как раз 50-60гг, соответственно. есть куча их знакомых такого возраста и ни разу не сталкивалась Оо
как только они понимают, что именно с ними обсуждают, то с полным ужаса и страдания лицом немедленно уходят от разговора или предпринимают всяческие попытки его оборвать. Что это, вообще, блин, такое?
Им неинтересно это читать и им неинтересно об этом разговаривать. Когда со мной пытаются разговаривать про чудодейственность венчальных платьев и заговоренной соли с точки зрения исцеления всех болезней, у меня тоже лицо искажается страданием и я обрываю разговор. Хотя тема сама по себе фантастически интересная и обширная, конечно.
Про поколения:
Мой дед 1935 года рождения с большим удовольствием читал научную фантастику, чуть с меньшим удовольствием фэнтези. С бабушкой 1931 года рождения вообще можно было обсудить все на свете, от космических кораблей до машины времени и Древнего Египта.
Мои родители, как раз 50-60 годов рождения, читали научную фантастику запоем , ненаучную тоже, и продолжают читать; мама читала даже "Взломщиков" (фанфик по ГП).
(И прежде чем что-то там говорить о поколении 50-60 годов, не мешало бы вспомнить, что именно это поколение фактически является флагманом этой самой научной и ненаучной фантастики. Лукьяненко и Перумову так-то не шашнадцать, и они далеко не родоначальники жанра в этой части планеты, есть товарищи и постарше и поглубже).
А так... расскажу аналогичный случай, произошедший со мной около десяти лет назад. Я тогда писал мало, только начал открывать для себя фанфикшен, но суть не в этом. Сталкиваюсь я как-то со своей бывшей учительницей по химии. Разговорились. Она меня спрашивает: "А ты чем сейчас занимаешься?" Отвечаю, что доучиваюсь в универе и пишу... не стал вдаваться в подробности, сказал, что просто пишу фантастику. Та отреагировала шедеврально:"Что так? Я-то думала, что-нибудь про жизнь?!" Мдя... я был в ступоре. "А я что, про смерть пишу?" Если честно, я об этом же думал ещё до вашего поста. Хотя сталкивался с людьми этого поколения, которые с удовольствием читают и фантастику, и фэнтези.
Причем, самое забавное, что есть поворот в другую сторону: у меня есть знакомая, которая принципиально не смотрит ничего, что не является каким-то образом фентези или фантастикой. Причем сама по себе она вроде детективы любит, но когда детектив без фантастического элемента - отказывается наотрез и даже обсуждать не хочет.
Думаю, в каждом случае свои причины такой "условной травмы", но в большинстве своем: увлеченность повседневными делами и бытующее мнение, что фантастика и фентези - это досужие выдумки и что-то несерьезное.
А каминные щипцы "ну почему ты не хочешь об этом говорить?!" радости не добавляют, от этого и агрессия. В общем, отстаньте уже от людей.
Не, поколение 80-х, например, это те, кто 80-89 годов рождения. Соответственно, поколение 60-х - это те, кто родился в 60-е. А вот "шестидесятники" - это те, кому в 60-х было от 18 и выше.
С представителями творческой и научной интеллигенции, кто родился и вырос в те годы, с удовольствием обсуждали фантастику. А вот мой отец (предприниматель, сын военного), например, уверен, что это для детей.
А насчет Стругацких и Беляева... Пожалуй, их он считает самыми детскими авторами.
Это никак не связанно с достоверностью. Свинка Пеппа и Трансформеры примерно одного уровня достоверности и тем не менне, среди тех кто в восторге от бамблби, вряд ли найдется много людей которые согласятся обсуждать папу свина без "страдания на лице".
tamarix08, вас послушать, так я прыгаю на людей и мучаю их обсуждением.
Но если вы хотите оправданий - их есть у меня.
Во-первых, эти люди частично присутствуют вокруг меня и чисто с научной точки зрения очень интересно выглядит, когда человек может обсуждать турецкую кухню, например, или сахарно-лубочных цыган (при том, что видел и общался с живыми и настоящими нормальными цыганами), или ограбление на миллионы, но психологически не в состоянии глянуть, как на "Серенити" кухня встроена, сразу резко скучнеет лицом и бегает глазами, а на попытки выяснить, что пошло не так, еще и агрится. Как верно сказала Nikolaos, выглядит жутковато.
Ну и во вторых, смотрите мой комментарий сразу после вашего - я встретила живого человека, который вот этим вот затыком разрушил собственную работу и по совместительству одно из самых уютных мест, которые я видела за пять лет. Поэтому попытки понять, что же не так с этими людьми имеет не только чисто умозрительный, но и практический интерес.
И, в третьих, сегодня утром я видела пост, в котором широко известный в узких кругах режиссер отечественных
шлакоотваловсериалов доносил до сознания читателей, что только сериалы пражысть хороши, прекрасны и достойны, а популярность фантастических вовсе не популярность, а некая извращенная болезненная фигня и вообще приличные люди о таком не говорят. В чем я опять опознала хорошо знакомый феномен.Я имею в виду то, что конкретно ваш круг общения он вот такой.
KatrinMort, мой круг общения, ага.
Нетушки, мой круг общения включает в себя людей абсолютно разных возрастов, в том числе старше моих родителей, которые и говорят о фантастике, и меняются ею со мной, и играют в настольные игры и на фильмы-сериалы ходят, и силовые поля не прочь обсудить, а торсионные - обстебать. Но невозможно жить в наполненной светом башне из слоновой кости в окружении хороших друзей, и время от времени приходится сталкиваться и со всеми прочими, а некоторым еще по тяжкому бремени знакомства-работы-родства еще и демонстрировать свои интересы. И вот среди них я заметила такой занимательный феномен.
Им неинтересно это читать и им неинтересно об этом разговаривать.
Спасибо, Кэп! А статей почему именно неинтересно, что именно происходит в этот момент в их головах, не видали?
И да, я не пытаюсь этим постом обидеть ни одно из поколений, не надо их от меня защищать.
Siegfried Kiercheis, ага, "это не про жизнь!". Тоже встречала такие ответы, но дальше дело не идет, как именно они прокладывают границу между жизнью и нежизнью, я так и не поняла. Можно подумать, "Три мушкетера" сильно про жизнь, или "Красавица и граф", или, не к ночи будет помянут, какой-нибудь "Цветочный крест", а в сериалах про доярку и миллионера, как по мне, фантастики побольше, чем в во всем Уоттсе.
KiraV, выборка не моя, мне ее подкинули!
Каприканское яблоко, ну-у, выдумки выдумками, я же не настаиваю, что это правда и в это нужно поверить здесь и сейчас. Наоборот, многие обсуждения носят характер как раз реалистичности - нереалистичности, но и тут эти люди включают какую-то боковую скорость. Вот выше KatrinMort приводит в пример "заговоренную соль". Да, у меня тоже лицо перекосит, когда мне начнут это втирать, но это не значит, что я брошусь на разговаривающего с криками: "А-а-а, прекрати немедленно, у тебя платье грязное и козявка из носа!" (утрирую, конечно), но как минимум я постараюсь доказать, что это мракобесие и чушь, а, скорее всего начну троллить научным же методом, выясняя, всякая ли соль подходит, сколько хранится, радиус поражения, и так далее и тому подобное. Но от того, что я вслух кому-то произношу "заговоренная соль" меня не будет дергать и корежить, и дискомфорта я не испытаю. А они именно испытывают почти физические страдания от того, что вообще об этом говорят, и всячески это демонстрируют. Но, что интересно, если я прямо говорю "начнем с того, что я не верю в бытовую магию", они прямо "Мне не интересно" не говорят, а начинают показывать какие-то странные невербальные сигналы. Странно это всё.
AmberFool, вы меня сейчас очень сильно удивили.
И если этот аргумент можно принять в одном-единственном случае, библиотекаря, которая добровольно и своими руками перевелась в фонд художественной литературы, и теперь этим недовольна, то чем обрыдла проклятая навязчивая, лезущая из всех щелей фантастика моей нечитающей тетке с ее нечитающими родственниками, или маминым коллегам, ворвавшимся ко мне в комнату и выяснявшим, почему у меня три стеллажа вот этого, а не "нормальных книг", мне непонятно.
Chukcha2, Аристократ духа, Каприканское яблоко, я не пытаю людей разговорами о фантастике!
Я вообще о ней говорю в строго отведенных местах!
Я просто не по-ни-ма-ю, почему для одного человека обсуждение десяти сериалов это "давай еще об этом", а одиннадцатый сериал - табу и "что об этом говорить" и странные телодвижения. Почему библиотекарша набрасывается с требованием вести себя прилично на людей, которые тихо, с научными формулами в руках в своем углу обсуждают, как поднять плотность атмосферы, чтобы существо размером с лошадь в полете не размахивало десятиметровыми парусами. Обсуждать никому не известный рассказ про тетку с мужем алкоголиком, дочерью эпилиптичкой и сыном наркоманом можно громко и с придыханием, это же литература, а про драконов нельзя! нельзя! нельзя!!!
В своем круге общения еще встречались мне люди, которые совсем не умеют видеть в фантастике аллегорическое отображение действительности. То есть, для них любой элемент — это элемент дословный. Они не могут пойти дальше робота или говорящей собаки и увидеть, что подразумевалось под этим роботом или собакой. И тут уже срабатывает: "Я не понимаю — я не одобряю"
Вот именно. Об чем я вам и говорю.
Круг общения у вас такой. Родня у вас такая. И еще 90% населения земного шара - они такие.
А те, которые с вами в игры играют в башне из слоновой кости - это 10%. И чтобы собрать вокруг себя исключительно эти приятные 10%, миль пардон, надо родиться в семье, принадлежащей хотя бы наполовину к оным.
Если сравнить "на пальцах", то если вы родились в рабочем квартале провинциального городка и папа у вас фрезеровщик, а мама - повар, то 90% вашего окружения - от родителей до учителей в школе - более адекватно воспримут беседу о картошке, поливке помидоров и вчерашней серии Санта-Барбары, чем попытку поговорить о фовизме. Аналогично в среде "акадЭмиков" скептически будет воспринят демарш с обсуждением "Золотого века" и перепитий личной жизни гаремных жителей (если только вы не критикуете сериал с точки зрения историчности).
И это нормально.
А статей почему именно неинтересно, что именно происходит в этот момент в их головах, не видали?
О чем статьи? О том, что нормально чем-то не интересоваться? Вы цветом какашек детских не интересуетесь? Нет? А зря, потому что очень интересно и помогает в диагностике ряда заболеваний.
Навскидку, почему так происходит:
1. Потому что "там, куда ты идешь, я уже была". Когда мне ребенок начинает втирать про Золушку и ее приключения, у меня аж скулы сводит. И Азимова я тоже обсуждать ни с кем не люблю, так как успела наобсуждаться в свои 16.
2. Потому что просто неинтересно. Я вот грущу, когда папа мне про шарикоподшипники и двигатель "Москвича" рассказывает. А он страдает, когда я ему про Спинозу внушаю.
И да, я не пытаюсь этим постом обидеть ни одно из поколений, не надо их от меня защищать.
Так они и не нуждаются в защите. Вопрос в том, что вы обобщаете свой частный опыт и переносите его со своего круга общения на все поколение (причем еще и искажаете факты - ведь вы сами говорите, что "мой круг общения включает в себя людей абсолютно разных возрастов, в том числе старше моих родителей, которые и говорят о фантастике, и меняются ею со мной, и играют в настольные игры и на фильмы-сериалы ходят, и силовые поля не прочь обсудить, а торсионные - обстебать").
как минимум я постараюсь доказать, что это мракобесие и чушь, а, скорее всего начну троллить научным же методом, выясняя, всякая ли соль подходит, сколько хранится, радиус поражения, и так далее и тому подобное.
А сколько вам лет? У меня такие порывы случались в 20 разве что, а к 25 мне стало уже скучно - дураков много, со всеми спорить смысла нет.
А они именно испытывают почти физические страдания от того, что вообще об этом говорят, и всячески это демонстрируют.
Ага. Очень их понимаю. Вот тебе уже 50-60 лет, ты уже все это давно обсудил с кем хотел, все аргументы выслушал и свои привел. И на тебе, снова-здорово, опять старая тема в исполнении молодого поколения.
Прям как споры в интернете о собаках, мизигонии и изнасилованиях. Интересно участвовать первые два раза, а потом хочется уже урыть тех, кто начинает полоскать тебе мозг.
А теперь откручиваем на мой стартовый пост.
Коротенько, в двух словах, он звучит так "не читали ли вы случайно какую-нибудь хорошую статью, где объясняется, почему люди не любят фантастику ".
Если бы вы просто послали меня гуглить эти статьи самостоятельно, это было бы куда более рациональный и правильный ответ, чем обсуждать мой возраст, мое окружение и мое ужасное надоедливое отношение к ни в чем не повинным окружающим.
А сколько вам лет?
Мне 32 годочка всего, юношеский пыл еще не иссяк. И увы, похоже, не успела родиться, когда кипели самые страстные обсуждения по поводу устройства управляемых черных дыр и подземных бункеров на Марсе, придется, наверное, дедушкины записи искать.
потому что они любят что-то другое.
кто-то любит фантастику, кто-то анекдоты про штирлица, кто-то романтические комедии, а кто-то детективы. и не любит что-то другое.
кто-то любит картошку, кто-то макароны, а кто-то сосиски. и что-то не любит каждый из них.
тут же в комментариях вам приводили в пример людей из того же поколения, которые совершенно не соответствуют вашему описанию "поколения 50-60гг", но вы упорно продвигаете свою линию.
если вы с такой же настойчивостью обсуждаете с людьми то, что им не интересно, я могу понять их раздражение
Потому что этот сериал выпадает из их зоны комфорта. Если человек любознателен, он из своей зоны выглядывает, как мышка из норки. Как вариант, в этой норке удобства закончились, кушать нечего - книжки нужного жанра иссякли. Если же в норке все в порядке, сериалов "о ментах" или "о друзьях" в достатке, то нафиг высовываться, если любопытство не мучает.
Почему библиотекарша набрасывается с требованием вести себя прилично на людей, которые тихо,...
Потому что достали. Это вам кажется, что тихо и спокойно. А ей в тишине читального зала каждый шелест по нервам. За восьмичасовой рабочий день постоянным шепотом настолько мозг выносят, что на любого набросишься.