UPD: ребят, так и не получил четкого ответа на вопрос, поэтому обновляю. Картина, уже не важно какой эпохи, в которой был использован принцип замены дополнительного цвета на серый. Не важно по каким причинам. Нищета ли или принципиальная позиция художника. Главное, чтобы были четкие данные и источник подтверждающий историю с использованием серого цвета.
Когда- то на лекции по истории искусств нам- студентам, рассказали историю одного художника жившего в 16-17м веке (не помню точно какая страна. Может Италия, может Голландия...). Мол, он был настолько нищий, что не мог себе позволить краску синего цвета, потому что в то время этот пигмент был очень дорогим. Он писал картину, на которой было изображено две фигуры (вроде как, точное количество фигур не помню), одна из которых была одета в голубую робу. Чтобы не использовать дорогой синий пигмент художник воспользовался одним приемом: окружении он написал оранжевым, робу же, написал серой краской. По законам цветогармонии серый цвет на контрасте с оранжевым приобрел голубой оттенок.
Помогите, пожалуйста, вспомнить, что за художник и что за картина?
Когда- то на лекции по истории искусств нам- студентам, рассказали историю одного художника жившего в 16-17м веке (не помню точно какая страна. Может Италия, может Голландия...). Мол, он был настолько нищий, что не мог себе позволить краску синего цвета, потому что в то время этот пигмент был очень дорогим. Он писал картину, на которой было изображено две фигуры (вроде как, точное количество фигур не помню), одна из которых была одета в голубую робу. Чтобы не использовать дорогой синий пигмент художник воспользовался одним приемом: окружении он написал оранжевым, робу же, написал серой краской. По законам цветогармонии серый цвет на контрасте с оранжевым приобрел голубой оттенок.
Помогите, пожалуйста, вспомнить, что за художник и что за картина?
Я не видела подлинника, но предполагаю, что Младенец кажется зрителю завернутым во что-то голубое или синее, написанное с помощью лазурита или ультрамарина.
читать дальше
Talie, Тоже не та) Помню, там в правой стороне картины была фигура, облаченная в плащ или робу. Пятно робы фактически было доминантным и действительно казалось голубым. Кажется там была какая- то религиозная тема.
Вот мне тоже припоминается то ли Рембрандт, то ли Рубенс, но возможно это призрак памяти...
Важен факт НЕ использования синих пигментов.
Это понятно. Это основное условие задачи))
Алишер, похоже, вы пишете какую-то работу. Вам не искусствоведов надо спрашивать (точнее, не только их), а выпускников худграфа. Профессионалов в живописи.
Я не понимаю, чем вас не устраивает "Семейство" Рембрандта, в котором нет синего пигмента, но смысловое содержание картины и время написания требует синий цвет. Значит, есть иллюзия.
Честно говоря, просто лень листать биографию Рембрандта и узнавать, по какой причине он работал "землей" и серыми красками - в силу принципов или из-за безденежья. Сами легко найдёте эту информацию в любой толстой и качественной монографии. Помню, что он долго с родителями жил, не в своём доме, а почему так было, насколько он был состоятелен, как продавались при жизни все его полотна - не помню.
рядом с красным, серый приобретет зеленоватый оттенок.
рядом с красным, серый приобретет зеленоватый оттенок.
Вы уверены?
Неточные слова. Не "рядом", а "в окружении массы", ну и у вас не тот ненасыщенный серый на фото, который имеется в виду, конечно.
Вот попробуйте тут на глаз решить, серый какого оттенка (а он именно с оттенком цвета, не полностью нейтральный) тут в массе красного:
А потом ткните в этот серый пипеткой в фотошопе. И это еще очень грубый пример.
А работали (и работают сегодня, и даже в цифровой живописи, частично из подражания мастерам, частично потому что использовать синий "в лоб" скучнее, и часто может менее естественно смотреться) так все, кому не лень, и не от большого безденежья даже, а от того, что на синем пигменте можно было реально разориться. Так что историй таких про много картин, думаю, можно набрать, а про какую именно вам рассказывали — большой вопрос. Нам показывали на примере именно Караваджо. И кого-то современного, кого я забыла.
Апд: ну вот у Иттена несколько примеров упоминается, погуглите по этим авторам (внизу отрывка): www.linteum.ru/article23.html Ну и само явление, которое вас интересует, называется "симультанный контраст". Возможно, с этой стороны стоит подойти к поиску.
Или что-то еще его. По подтвержденным данным: Греко бедствовал, уже после "Эсполио" была такая история:
"... «Что ж вы можете написать «Мученичество святого Маврикия». На волне такого успеха, Эль Греко снова проявил свой свободолюбивый нрав и не стал спешить с выполнением заказа, а когда его стали поторапливать, сообщил, что не имеет денег на хорошие краски. Так что монарх уже из Мадрида велел обеспечить его всем необходимым и, в первую очередь, достать для него ультрамарин, чтобы «работа могла быть исполнена с тем совершенством, с каким подобает работать художнику, находящемуся на службе у короля»."
Или что-то еще его. По подтвержденным данным: Греко бедствовал, уже после "Эсполио" была такая история:
"... «Что ж вы можете написать «Мученичество святого Маврикия». На волне такого успеха, Эль Греко снова проявил свой свободолюбивый нрав и не стал спешить с выполнением заказа, а когда его стали поторапливать, сообщил, что не имеет денег на хорошие краски. Так что монарх уже из Мадрида велел обеспечить его всем необходимым и, в первую очередь, достать для него ультрамарин, чтобы «работа могла быть исполнена с тем совершенством, с каким подобает работать художнику, находящемуся на службе у короля»."
Или что-то еще его. По подтвержденным данным: Греко бедствовал, уже после "Эсполио" была такая история:
"... «Что ж вы можете написать «Мученичество святого Маврикия». На волне такого успеха, Эль Греко снова проявил свой свободолюбивый нрав и не стал спешить с выполнением заказа, а когда его стали поторапливать, сообщил, что не имеет денег на хорошие краски. Так что монарх уже из Мадрида велел обеспечить его всем необходимым и, в первую очередь, достать для него ультрамарин, чтобы «работа могла быть исполнена с тем совершенством, с каким подобает работать художнику, находящемуся на службе у короля»."