Доброго времени суток.
Последнее время, читая много о самых разных странах и обычаях, возник следующий вопрос.
Практически во всех обществах прошлого (не такого уж далекого), если не считать некоторые отдельно взятые племена, девочка считалась гораздо менее ценной, чем мальчик. Почти везде при этом обосновывается это так, что женщина в семье - "лишний рот".
Какие объективные предпосылки были тут заложены?
читать дальше

@темы: Философское, Человек, Психология, История, Люди, Обычаи

Комментарии
22.08.2019 в 16:05

Встанем утром и руки друг другу пожмем,//На минуту забудем о горе своем,//С наслажденьем вдохнем этот утренний воздух,//Полной грудью, пока еще дышим, вздохнем.(с) Омар Хайам
Run_lola19, у антропологов спросите, почему у североамериканских индейцев так, а во всех остальных землях у других племён иначе.

Kordhard, африканские, южноамериканские и австралийские племена, жившие собирательством, хоть сколько-то заметной ролью женщин в управлении племенем не блистали.
22.08.2019 в 16:11

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Аарра, так ответ давно известен. У кого там девиз был "Мы не пашем"?
Морские народы, рыболовы, бандиты, охотники, собиратели. Чем меньше монополия мужчин на производство еды - тем выше роль женщин в обществе!
22.08.2019 в 16:16

Встанем утром и руки друг другу пожмем,//На минуту забудем о горе своем,//С наслажденьем вдохнем этот утренний воздух,//Полной грудью, пока еще дышим, вздохнем.(с) Омар Хайам
Kordhard, плюс климат. Собирание топлива минимальное и не нужно тёплое жильё, создание которого требует силы. Хотя на примере африканских, австралийских и южноамерикаских племён собирателей это не работало, там женщины в управлении племенем роли не играли никакой. Но я не антрополог, не знаю, какие факторы ещё там работали.
22.08.2019 в 16:18

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Аарра, ну, на самом деле факторы могли быть разными, но все они могли быть строго экономиечскими и объективными, а не субъективно-социальными.
22.08.2019 в 16:20

Kordhard, Аарра, кстати да, есть же еще и народы, которые не пашут, а женщины всё равно в низком статусе. Если брать тех же индейцев, то у равнинных, типа Сиу, женщины были в куда более низких ролях, несравнимо с теми же ирокезами
22.08.2019 в 16:24

Встанем утром и руки друг другу пожмем,//На минуту забудем о горе своем,//С наслажденьем вдохнем этот утренний воздух,//Полной грудью, пока еще дышим, вздохнем.(с) Омар Хайам
Kordhard, на самом деле факторы могли быть разными, но все они могли быть строго экономиечскими и объективными

Run_lola19, есть же еще и народы, которые не пашут, а женщины всё равно в низком статусе. Если брать тех же индейцев, то у равнинных, типа Сиу, женщины были в куда более низких ролях, несравнимо с теми же ирокезами

Потому и нужен антрополог, который знает точно, кто и почему контролировал пищевые и денежные ресурсы там, где физическая сила не была решающим фактором для получения еды и защиты от холода.
22.08.2019 в 16:25

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Run_lola19, очевидно, там в основе лежала охота, заниматься которой могли только мужчины. В лесах собирательство норм, а на равнинах, в буше, прерии и т.д - там только резкий мужЫцкий удар копьём в бизона рулит! Как только мужская монополия на добычу еды - так сразу место женщины у параши. Как только женщина может сама добывать еду - так сразу равноправие или даже элементы матриархата.
22.08.2019 в 16:29

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Аарра, Потому и нужен антрополог, который знает точно, кто и почему контролировал пищевые и денежные ресурсы там, где физическая сила не была решающим фактором для получения еды и защиты от холода.
- Да тут всё линейно и принцип ровно один. У кого возможность добывать ресурсы - у того и права, пропорциональные доле добытых ресурсов. Если где-то мы видим патриархат - это ВСЕГДА означает, что традиционные там методы добывания еды минимизировали роль женщин в этом процессе.
Если там нет пахотного земледелия - значит в местных методах охоты или рыболовства были какие-то особенности, делающие эти процессы недоступными для женщин. Иное невозможно.
22.08.2019 в 16:33

Встанем утром и руки друг другу пожмем,//На минуту забудем о горе своем,//С наслажденьем вдохнем этот утренний воздух,//Полной грудью, пока еще дышим, вздохнем.(с) Омар Хайам
Kordhard, Как только женщина может сама добывать еду - так сразу равноправие или даже элементы матриархата.
У австралийских и новозеландских аборигенов охотой занимались женщины, поскольку мелкие животные превалируют, собирательством тем более, но статус женщин был равен нулю за счёт постоянных межплеменных войн за кормовую территорию.
Ещё где-то в Африке и Ю.Америке так же было - решали те, кто воюет за территорию.
22.08.2019 в 16:37

Внутренняя сила человека обратно пропорциональна разнице между его "быть" и "казаться".
Аарра, но статус женщин был равен нулю за счёт постоянных межплеменных войн за кормовую территорию.
- Ну, опять же, приходим к тому, что добыча еды трудностей не представляет, а вот контроль территорий доступен только мужчинам. Мужчина может заменить женщину на охоте, но женщина не может заменить мужчину на войне. Так же как мужчина может заменить женщину в огороде, но женщина не может заменить мужчину на пашне. Мужчина может заменить женщину на кухне, но женщина не может заменить мужчину в охоте на бизонов. Ну и т.д.
Права женщин начинаются и цветут пышным цветом там, где женщины могут заменять мужчин в производстве еды и обеспечении этого производственного процесса. Ну или где производство еды / его обеспечение не занимает поголовно всё мужское население.