У меня хватает своих проблем - мне некогда беспокоиться о том, что Бог не всех поровну наградил умом (с) Дейл Карнеги
Здравствуйте всем!
Во время прочтения расследования одного из нашумевших преступлений наткнулась на следующую фразу: "Дело в том, что после значительной реформы католической обрядности, предпринятой в середине 1960-х гг Папой Римским Павлом VI, <...> у католического монашества и священничества появилась возможность брать отпуск, временно слагая с себя обязанности, наложенные саном, а потом... возвращаться обратно на стезю духовного служения. Отпуск можно было брать на год.". Поскольку я не слишком доверяю автору по объективным причинам, начала искать информацию, но ничего не нашла *ну, либо не так искала, тогда каюсь* Действительно ли была такая практика или автор что-то напутал? Согласно автору эта норма называлась временным отказом от сана
Более развернутый отрывок
Во время прочтения расследования одного из нашумевших преступлений наткнулась на следующую фразу: "Дело в том, что после значительной реформы католической обрядности, предпринятой в середине 1960-х гг Папой Римским Павлом VI, <...> у католического монашества и священничества появилась возможность брать отпуск, временно слагая с себя обязанности, наложенные саном, а потом... возвращаться обратно на стезю духовного служения. Отпуск можно было брать на год.". Поскольку я не слишком доверяю автору по объективным причинам, начала искать информацию, но ничего не нашла *ну, либо не так искала, тогда каюсь* Действительно ли была такая практика или автор что-то напутал? Согласно автору эта норма называлась временным отказом от сана

Из ответа Павла Салабуды, ксендза Гродненской диацезии (тык). Перевод на русский мой:
"<..> ксёндз – тоже человек. А потому ему требуется отдых точно так же, как и каждому человеку. Во время отпуска ксёндз не перестаёт быть ксендзом: он отправляет мессу, молится по "Бревиарию" (часовая литургия) и другими молитвами, однако он имеет право куда-то выехать, временно сменить место проживания, посмотреть мир и культуру других народов. Во время отпуска ксёндз тоже хочет проведать свою семью, родных и близких. Отпуск священника, безусловно, несколько отличается от отпуска светской личности, но и ксёндз имеет право на отдых.
Например, нынешний святой Ян Павел II любил во время отпуска ездить в горы, где он молился, имел часовню и мог в спокойном ритме своей жизни зачерпнуть больше сил для служения людям во Вселенском Соборе. Ксендзы, как и светские, имеют свои хобби. Они выезжают за границу, путешествуют по горам, участвуют в байдарочных походах и т.д.
Ксёндз отправляется в отпуск только тогда, когда это не повредит душам верующих. Безусловно, собираясь куда-то, он обязан позаботится о том, чтобы забота о пастве в парафии не пострадала от этого. Люди должны иметь доступ к святым таинствам, к услугам священника, потому что от Бога и молитвы отдыха нет. Костёл должен всегда быть открыт для верующих.
<...>
Наконец, следует также обратиться к документам Церкви. Кодекс канонического права в каноне 283, параграф 2 говорит, что: "Надлежит им (священникам - прим.автора) право на соответственный и достаточный ежегодный отпуск, определённый всеобщим или партикулярным правом".
Однако, священник имеет право на отдых с исполнением правила: “salus animarum suprema lex” (спасение души - наивысший закон). Священник на протяжении 365 дней в год остаётся священником, в том числе и во время отдыха."
В общем, даже в отпуске ксёндз должен соблюдать ограничения своего сана, и отпуск не на год, а раз в год, и, с учетом того, что на время отпуска ксендзам соседних приходов придётся коллегу подменять в его приходе, взять отпуск на целый год было бы не так просто и для этого требовалась бы какая-то веская причина и основательная подготовка, т.к. на это время в приход должны были бы прислать полноценную замену в многолюдном приходе, или же в маленькой деревенской церкви пришлось бы постоянно мотаться туда-сюда ксендзам из соседних деревень.
Насколько я знаю, обычно придерживаются местного трудового законодательства. У нас в стране, например, это 24 дня, из которых не меньше 14 надо взять обязательно и, при этом, непрерывным куском, а с остальным уже по желанию и согласованию с руководством.
Так вот Куб и Цесник, хотя и не поддерживали интимных отношений в плотском их понимании, тем не менее любили друг друга и планировали сочетаться браком после того, как возьмут отпуск от служения. При этом они допускали вероятность того, что к религиозному служению более не вернутся."
Т.е. по логике автора очерка, можно было сложить сан на 1 год, пожить мирской жизнью и снова вернуться к своим обязанностям как ни в чем не бывало.
Молится, воздерживаться от мирской жизни,физических отношений с женщинами, активно развлекаться - это путь монашества от него отпуска не бывает
ага. Поняла.
Погуглила. Не буду куски со ссылками давать, в общем, польские и англоязычные статьи на эту тему говорят следующее:
Касательно самых последних, 20-го века, изменений в Кодексе во всех нагугленных источниках упоминаются только такое:
В 1917 году Папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов и упорядочил каноническое право.
В 1959 Папа Иоан XXIII объявил о необходимости пересмотра Канона.
В 1963 была создана комиссия по выполнению пересмотра, однако она пришла к решению задержать работы до завершения Второго Ватиканского Вселенского Собора, который закончился в 1965. Когда работы по пересмотру наконец начались, потребовалось почти двадцать лет обсуждений, прежде чем была подготовлена версия, годная к приятию.
В 1983 новая версия была введена в силу Папой Иоанном-Павлом II году и является действующей на настоящее время.
По поводу "долгосрочного отпуска о священничества":
В польском это называется "utrata stanu duchownego" ("przeniesienie do stanu świeckiego") утрата духовного сана / перевод в светский статус, в англоязычных Laсerazion ,в некоторых других языка - похожим словом типа "лацерация", от греко-латинского laisere.
В настоящее время в Кодексе каноничного права Католической Церкви ситуация лишения статуса священника определяется каноном 290 (сходным с каноном 394 Кодекса канонов Восточных церквей).
// перевод неточный, потому что мой с польского и параллельно с другими делами, официальный русский текст Канона что-то не могу нагуглить, хотя по идее должен быть
"Священничество однажды принятое никогда не теряет значимости.
Однако, священник лишается права служения:
1. по решению суда или административному постановлению, аннулирующему рукоположение
2. через приговор отлучения, наложенный в соответствии с положениям права
3. по постановлению Святого Престола, каковое постановление Святой Престол дает дьяконам только по серьезным причинам и священникам - по самым серьезным."
Как поясняется касательного этого канона в других статьях:
С точки зрения католической церкви рукоположение в священники - "навсегда": обряд делает священника особым, переводит его в состояние, несколько отличающееся от обычных светских людей (исключение - если недействительным по какой-то причине признают сам обряд рукоположения, я так понимаю, п.1 канона - это как раз об этом).
Поэтому в современном католичестве не используется понятие "лишения сана", вместо этого используется понятие "запрещение служения"(он же "переход в светский статус", "лацерация" и т.д.) - являющееся постоянной мерой.
Священнику запрещают выполнять функции священника, пользоваться духовным титулом и надевать соответствующие элементы одежды.
По сути это _почти_ то же, что и православное "лишение сана", но есть одна тонкость:
Если в нарушение наложенного на него запрета такой человек всё же осуществит какие-то церковные обряды (примет исповедь, совершит крещение или отпевание), они будут считаться с точки зрения католической церкви действительными.
"Запрещение служения" влечет лишение всех прав духовного лица. Оно так же освобождает от всех обетов духовного лица, кроме обета целибата. Освобождение от обета целибата может быть дано только Папой (однако в одной из статей упоминается, что обычно при вынесении таких постановлений освобождение от целибата сразу добавляют, без отдельного запроса "подсудимого"). Исключение касается только случаев, когда само принесение обетов было признанно недействительным - в этом случае, по очевидной причине, официальное освобождение от них не требуется.
Во многих статьях отдельно подчёркивается, что в этом отличия от "временное отстранение от служения": при временном все обеты остаются в силе, священнику просто временно, с воспитательной целью, запрещают выполнять обряды.
Про случаи, когда "запрет служения" даётся как милость по просьбе самого духовного лица:
Священник может через своего епархиального епископа (или настоятеля религиозного ордена) подать в Конгрегацию по доктрине веры просьбу о переводе в светский статус. В течение этого времени епископ или начальник обязан принять все возможные меры, чтобы помочь человеку и попытаться помешать ему покинуть духовенство. Однако, если это окажется бессмысленным и священнослужитель все равно попросит о переводе, сам служитель или его вышестоящий должен собрать все документы, необходимые для проведения рассмотрения, и направить их в Конгрегацию по доктрине веры. После проведения рассмотрения Конгрегация может выдать рескрипт, который переводит священнослужителя в светское состояние и запрещает ему служение.
По статистике за 1980-90-е годы наиболее частой причиной, по которой духовные лица обращались с добровольной просьбой о наложении на них запрета служения, являлось желание вступить в брак.
-----
В общем, как-то это всё непохоже на изложенное в статье.
Хотя, вообще так, сами высказывания автора статьи насчет "довольно странно плескаться в таких помоях целый год, а потом возвращаться в лоно Церкви " выдают его глубокое непонимание сути христианства, что православного, что католического. Притчи о блудном сыне или о блуднице ("иди - и больше не греши") ему, видимо, ни о чем не говорят.
Но без того, кем были эти люди, понять, какой нужен документ, сложно(
Общая ссылка:
ru.m.wikipedia.org/wiki/Второй_Ватиканский_собо...
в общем, я так думаю из всего нарытого, что если даже между 1965 и 1983 годами и действовали какие-то постановления Второго Ватиканского собора, в итоге не включенные в нынешний Канон и позволяющие священникам получить освобождение от своих обязанностей служения на год, то это в любом случае было что-то похожее на отпуск или дисциплинарное временное отстранение: в смысле, что священник в это время не "работал" священником, но все обеты и ограничения сана в это время всё равно обязан был соблюдать.
А не так, как пытается подать это автор статьи.
А можно чуть-чуть поподробнее про Охлобыстина? Это вообще частая практика или очень редкая?
yako-kaede, просто о них нет никакого упоминания. Я, вроде, прошерстила по верхушкам, но ничего прям подобного не нашла((
Спасибо огромное за очень интересную и полезную информацию!
Практика достаточно нередкая в двадцатом веке и возможная в православии. По колебаниям в вере возможно уходить на время и обязательно по разрешению сверху (там и определяют время и иные ограничения или послабления запрещенного) в мир. Это называется запрещением сана (то есть временный запрет на служение и действий, связанных с ним). А есть ещё извержение из сана (или растригание) - то есть полный запрет на служение и действий, связанных с ним и полное переведение в статус мирянина, до революции ещё к этому добавлялось значительное урезание в социальных правах расстриженного. Просто чаще всего обе практики диктуется церковной властью сверху и совпадают - то есть сначала служителя заподозрили в чем-то, запретили ему сан, потом доказали вину и расстригли. Однако, можно подать прошение о запрещении сана или об извержении и снизу и от самого священника. Церковь не неволит, если человек ошибся в призвании или ещё по иным мотивам хочет уйти.
В 2000 Охлобыстин ушёл из кино и стал священником. В 2010 подал прошение на временный отпуск от службы. По неофициальной версии из-за того, что надо кормить шестерых детей (он женат, кстати, на актрисе, игравшей главную роль в "Аварии-дочь мента", старого советского фильма) по официальной, принятой церковью формулировке- из-за внутренних колебаний. Прошение удовлетворили с официальным подтверждением, что в момент, когда он будет готов вновь взяться за пастство, ему опять разрешат сан и службу.
А вот с западным католичеством - надо знать сан Куба и Цесник, чтоб понимать, в каком документе второго ватиканского собора могла содержаться информация про возможность ухода в отпуск от сана. Их там реально было очень много, и помнить все - невозможно. Но навскидку - такое послабление могло быть вполне принято. Скорее всего вместе с соблюдением целибата на время отпуска от сана.