Умное и серьёзное выражение лица — это ещё не признак ума! Улыбайтесь чаще, господа(с) // Ленивец чешуйчатый(с)
Здравствуйте!
После очередного прочтения в дискуссии, что персонаж Ы насквозь картонный, у меня возник вопрос.
А что вообще понимается под картонностью персонажа?
После очередного прочтения в дискуссии, что персонаж Ы насквозь картонный, у меня возник вопрос.
А что вообще понимается под картонностью персонажа?
Voronka314, а как вообще определять эту самую психологическую глубину и отделять волю автора от сюжета вообще?
Причем не обязательно второстепенный персонаж - разницу между картоном и некартоном я поняла на примере двух писателей фэнтези, писавших в одно время - у одного герой имеет какую-то биографию за плечами, которая влияет на его текущую жизнь, с ним случаются какие-то посторонние происшествия, не имеющие прямого отношения к сюжету (да хоть под дождь попал по пути) и это наполняет повествование жизнью, а с вторым вроде тоже, но присмотришься - нифига. Герой затосковал об учителе - ух ты, оживляж...нет, на следующей строке он идет к учителю и получает информацию и все, пропал учитель. Герой вспомнил о семье? Не прошел и двух шагов, и тут ему наследство. Герой убегал и споткнулся? Ой как здорово, иначе как бы он подслушал тайный план злого властелина через секретную дырку в полу, Герой чихнул? Ой, а вот же он, амулет всевластия из пыли показался!
Утрирую, конечно, но не сильно.
Ну и самый лютый картон был в конце второго повествования - мир рушится, город гибнет с двух сторон сразу, герой привез человеку известие о гибели единственной и любимой дочери - и находит его точно перед дверями кузницы, произносит реплики и не паникующий, не горюющий и не пакующий вещички дядя спокойно рассказывает ему недостающую часть древней-предревней легенды, чем направляет героя на путь истинный прямо к победе, куда герой и идет, не секунду н6е подумав ни об учителе, ни о семье, ни об однокурсниках, ни о черте в ступе, ибо чего бояться картону?
т.е., обобщая - картонный перснаж - это человек-функция, нужная автору только для передвижения сюжета дальше, своих мыслей и реплик не имеет, на окружающие обстоятельства реагирует механически или не реагирует никак.
Когда вам хочется вслед за Станиславским повторить "Не верю!"
Вы ведь много читали? Можете представить разницу, например, между описанием героини "Поющих в терновнике" и типичной блондинкой из романа Картленд? В первом случае создан многогранный характер главной героини, имеющий отрицательные и положительные черты, мечты, чаяния, страхи, кошмары, предысторию, развитие характера в истории, его выход на новый уровень в эпилоге и прочее, и прочее, и прочее. Мало того, автор вложил в ее характер и свою жизнь, своё мировоззрение, свой опыт. И кучу деталей. Как нас учили - вы изначально должны знать о герое все. Включая, какую зубную пасту он купит и что именно будет ощущать в той или иной ситуации. Тогда герой будет живой и многоранныйф. Во втором случае (Картленд) у персонажа в характере всегда есть только положительные черты, только стандартные детали и достаточно шаблонное мировоззрение - например, шестнадцатилетней девственницы, мечтающей только о великой любви и готовой ради этого пойти на любые жертвы. Ну и естественно персонаж картленд не имеет ни развития характера в истории, ни выхода на новый уровень в конце.
Ну вот поэтому в первом случае получается не картон, а во втором - картон. И массмаркет, от которого большинство плюется.
А про волю автора... Это примерно, когда читаешь и понимаешь, что вот здесь герой согласно автору должен победить, и он победит. Нет перепетий, саспенса, напряжения и переживаний за героя. И читатель уходит.
Протестируйте на себе и Данте (если не ошиблась в дневнике) этот момент)
"Не верю" не событиям, а персонажу
"в кинки"в психологический запрос, то этот критик и находит в персонаже объем и глубину. И наоборот - если "в кинки" не попало, то скажут, что "персонаж - картонка". Или, как вариант, персонаж раздражает, т.к. попадает в какие-то стороны характера, которые человек предпочитает в себе не замечать. Но чтоб не выставить напоказ своих слабых сторон, он будет утверждать, что этот персонаж - картонка, и потому не понравился.А объективных критериев картонности/не картонности, мне кажется, не существует.
каждый под "картонным персонажем" понимает что-то свое, потому что нет устоявшегося термина на русском языке. Это просто бессмысленное выражение, к которому каждый придумывает свое определение.
изначально же это cartoon character - мультяшный герой, герой трависти, герой комикса. Герой, у которого гипертрафирована одна конкретная черта в ущерб остальных, который выполняет некую сюжетную функцию. При том он может быть хоть животным, хоть человеком, хоть предметом мебели )
Это может быть осел в шреке, снеговик в холодном сердце и прочая))
Но кукла Аглая – она не живая!
Она не живая, в ней сердце не бьется,
Она не поет, не шалит, не смеется!
А наш Бибигоша хоть он озорной,
Но он – человечек, живой он, живой.
Примитивный пример, понятные картинки
Honsu, интересно, не знал про происхождение. Хотя сейчас слово значит уже другое (судя по всему).
alaknog мы со школы знаем, как измерить)))))
Примерный план характеристики литературного героя.
1. Определение места героя среди других персонажей.
2. Степень участия и его роль в конфликте.
3. Анализ имени.
4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
5. Речевая характеристика.
6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.
7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.. и т.д)))))))))
alaknog, согласна! Но без этого никуда))))
Но и проработанный персонаж, к слову сказать, может быть картонным. Иногда жанр требует. А если в произведении много героев, то надо быть вообще Львом Толстым, чтобы все они были бы живыми и объёмными людьми, интригующими и непростыми.
Тротуар вынес меня на огромную площадь, забитую людьми и уставленную космическими кораблями самых разнообразных конструкций. Я сошёл с тротуара и стащил машину. Сначала я не понимал, что происходит. Играла музыка, произносились речи, тут и там, возвышаясь над толпой, кудрявые румяные юноши, с трудом управляясь с непокорными прядями волос, непрерывно падающими на лоб, проникновенно читали стихи. Стихи были либо знакомые, либо скверные, но из глаз многочисленных слушателей обильно капали скупые мужские, горькие женские и светлые детские слёзы. читать дальше
Но в жизни, как правило, люди с течением времени меняют принципы, моральные ориентиры. И чем большьше чел приключается и узнает мир, тем больше он раскрывается, колеблется, разочаровывается, удивляется, дружится/влюбляется и вот он совсем другой человек, ну или хотя бы более многогранный