Умное и серьёзное выражение лица — это ещё не признак ума! Улыбайтесь чаще, господа(с) // Ленивец чешуйчатый(с)
Здравствуйте!
После очередного прочтения в дискуссии, что персонаж Ы насквозь картонный, у меня возник вопрос.
А что вообще понимается под картонностью персонажа?

@темы: Литература

Комментарии
09.02.2020 в 22:13

Построй рать Каберне конусом!
Я так говорю, когда подразумеваю, что персонажа можно описать одним словом (блондинка, жена, солдат, старик) и он не имеет развития на протяжении повествования. Как вошел, так и вышел. И все реплики можно раздать другим, ничего не поменяется.
09.02.2020 в 22:14

Мчал на подвиги с утра Бонифаций Монферра, Бодуэн и Де Монфор, крепок дух, отважен взор.
Не живой, искусственный.
09.02.2020 в 22:22

Voronka314
Не имеющий психологической глубины, действующий исключительно по воле автора в истории. Это только часть причин. Без самого перса сказать в чем требл сложно.
09.02.2020 в 22:31

Умное и серьёзное выражение лица — это ещё не признак ума! Улыбайтесь чаще, господа(с) // Ленивец чешуйчатый(с)
Оранжевы Йослик, и как определить, что он не живой, искусственный?

Voronka314, а как вообще определять эту самую психологическую глубину и отделять волю автора от сюжета вообще?
09.02.2020 в 22:33

Грядет перемена мест слагаемых
Когда персонаж нужен исключительно для функции "тут должен стоять некто и сказать..." а мог бы и не стоять, ничего бы не поменялось.

Причем не обязательно второстепенный персонаж - разницу между картоном и некартоном я поняла на примере двух писателей фэнтези, писавших в одно время - у одного герой имеет какую-то биографию за плечами, которая влияет на его текущую жизнь, с ним случаются какие-то посторонние происшествия, не имеющие прямого отношения к сюжету (да хоть под дождь попал по пути) и это наполняет повествование жизнью, а с вторым вроде тоже, но присмотришься - нифига. Герой затосковал об учителе - ух ты, оживляж...нет, на следующей строке он идет к учителю и получает информацию и все, пропал учитель. Герой вспомнил о семье? Не прошел и двух шагов, и тут ему наследство. Герой убегал и споткнулся? Ой как здорово, иначе как бы он подслушал тайный план злого властелина через секретную дырку в полу, Герой чихнул? Ой, а вот же он, амулет всевластия из пыли показался!
Утрирую, конечно, но не сильно.
Ну и самый лютый картон был в конце второго повествования - мир рушится, город гибнет с двух сторон сразу, герой привез человеку известие о гибели единственной и любимой дочери - и находит его точно перед дверями кузницы, произносит реплики и не паникующий, не горюющий и не пакующий вещички дядя спокойно рассказывает ему недостающую часть древней-предревней легенды, чем направляет героя на путь истинный прямо к победе, куда герой и идет, не секунду н6е подумав ни об учителе, ни о семье, ни об однокурсниках, ни о черте в ступе, ибо чего бояться картону?

т.е., обобщая - картонный перснаж - это человек-функция, нужная автору только для передвижения сюжета дальше, своих мыслей и реплик не имеет, на окружающие обстоятельства реагирует механически или не реагирует никак.
09.02.2020 в 22:34

Пусть неровен и петлист путь до сказочного мира: я не просто эскапист – я прикончил конвоира. © Е.Лукин
Возможно, вот эта статья о них поможет разобраться: https://galactikka.com/news-57094067bd0470d0448b45b1.
09.02.2020 в 22:50

В душе я ворон, лебедь и пиранья!
и как определить, что он не живой, искусственный?

Когда вам хочется вслед за Станиславским повторить "Не верю!"
09.02.2020 в 22:57

Умное и серьёзное выражение лица — это ещё не признак ума! Улыбайтесь чаще, господа(с) // Ленивец чешуйчатый(с)
Ice Addict, мне на некоторые реальные истории это повторить хочется. Но критерий интересный.
09.02.2020 в 23:00

Voronka314
alaknog,
Вы ведь много читали? Можете представить разницу, например, между описанием героини "Поющих в терновнике" и типичной блондинкой из романа Картленд? В первом случае создан многогранный характер главной героини, имеющий отрицательные и положительные черты, мечты, чаяния, страхи, кошмары, предысторию, развитие характера в истории, его выход на новый уровень в эпилоге и прочее, и прочее, и прочее. Мало того, автор вложил в ее характер и свою жизнь, своё мировоззрение, свой опыт. И кучу деталей. Как нас учили - вы изначально должны знать о герое все. Включая, какую зубную пасту он купит и что именно будет ощущать в той или иной ситуации. Тогда герой будет живой и многоранныйф. Во втором случае (Картленд) у персонажа в характере всегда есть только положительные черты, только стандартные детали и достаточно шаблонное мировоззрение - например, шестнадцатилетней девственницы, мечтающей только о великой любви и готовой ради этого пойти на любые жертвы. Ну и естественно персонаж картленд не имеет ни развития характера в истории, ни выхода на новый уровень в конце.
Ну вот поэтому в первом случае получается не картон, а во втором - картон. И массмаркет, от которого большинство плюется.

А про волю автора... Это примерно, когда читаешь и понимаешь, что вот здесь герой согласно автору должен победить, и он победит. Нет перепетий, саспенса, напряжения и переживаний за героя. И читатель уходит.
09.02.2020 в 23:09

Voronka314
А главное, чего может не хватать - это идентификации героя с читателем в самом начале. Почему читатель должен любить героя, чем он ему близок, зачем за ним следить и переживать и т.д. ? Если точно сделан этот момент, то цинично скажу - хавается очень многое.
Протестируйте на себе и Данте (если не ошиблась в дневнике) этот момент)
09.02.2020 в 23:16

В душе я ворон, лебедь и пиранья!
alaknog, мне на некоторые реальные истории это повторить хочется. Но критерий интересный.

"Не верю" не событиям, а персонажу
09.02.2020 в 23:16

alaknog, мне в дискуссиях довольно часто встречалось, что одного и того же персонажа одни критики называли картонкой, а другие считали его же глубоким и объемным. Из чего я сделала вывод: если персонаж попал критику "в кинки" в психологический запрос, то этот критик и находит в персонаже объем и глубину. И наоборот - если "в кинки" не попало, то скажут, что "персонаж - картонка". Или, как вариант, персонаж раздражает, т.к. попадает в какие-то стороны характера, которые человек предпочитает в себе не замечать. Но чтоб не выставить напоказ своих слабых сторон, он будет утверждать, что этот персонаж - картонка, и потому не понравился.
А объективных критериев картонности/не картонности, мне кажется, не существует.
10.02.2020 в 00:25

Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
Одно из двух - либо речь о персонаже, в устаревших романтических традициях построенном всего на одной-двух чертах личности, лишенном всех штрихов и полутонов, либо о персонаже, целиком состоящем из стереотипа и от этого кажущемся чересчур предсказуемым: поступать он будет только вот так и никак иначе. Это не всегда недоработка (к примеру, в сказках практически всегда действует набор масок - "если Тарталья, так значит каналья", а у Диснея полно образов плоских, но при этом весьма харизматичных), но искушенному читателю(зрителю) зачастую кажется скучноватым.
10.02.2020 в 02:59

If you are near to the dark, I will tell you about the Sun!
Картонному персонажу бесполезно задавать вопросы типа "почему?"
10.02.2020 в 12:50

Суминатор(с)
Для меня картонный персонаж это персонаж одной черты. Вот есть персонаж-живчик и он будет таким в течении всего повествования, бросаясь общими фразочками. Персонаж-эмо будет вечно с недовольной миной в углу и едва ли отойдет от этого амплуа.
10.02.2020 в 13:13

Вольная дрянь
вы бы в этимологию влезли )
каждый под "картонным персонажем" понимает что-то свое, потому что нет устоявшегося термина на русском языке. Это просто бессмысленное выражение, к которому каждый придумывает свое определение.
изначально же это cartoon character - мультяшный герой, герой трависти, герой комикса. Герой, у которого гипертрафирована одна конкретная черта в ущерб остальных, который выполняет некую сюжетную функцию. При том он может быть хоть животным, хоть человеком, хоть предметом мебели )
Это может быть осел в шреке, снеговик в холодном сердце и прочая))
10.02.2020 в 16:20

Хорошо там, где я.
Да всё просто. Чересчур «плоский» персонаж, в котором мало индивидуальных черт и вообще нет сложности личности, характера. Он не развивается, он 100% предсказуем. Всё о нём можно понять за 10 секунд (всё - не метафора)))). И в большинстве случаев, он быстро «приедается», хочется другого)))
Теперь в этом домике кукла Аглая,
Но кукла Аглая – она не живая!
Она не живая, в ней сердце не бьется,
Она не поет, не шалит, не смеется!
А наш Бибигоша хоть он озорной,
Но он – человечек, живой он, живой.


Примитивный пример, понятные картинки

10.02.2020 в 16:25

Хорошо там, где я.
Нет объёма личности))) Картонный человек. Есть только две стороны, все можно быстренько измерить линейкой.
10.02.2020 в 16:35

Умное и серьёзное выражение лица — это ещё не признак ума! Улыбайтесь чаще, господа(с) // Ленивец чешуйчатый(с)
Talie, и как измерить объем и сложность личности? Опять на глазок? А то один и тот же персонаж кому-то картон-картоном, а кому-то проработанный персонаж.


Honsu, интересно, не знал про происхождение. Хотя сейчас слово значит уже другое (судя по всему).
10.02.2020 в 16:53

Хорошо там, где я.
и как измерить объем и сложность личности? Опять на глазок?
alaknog мы со школы знаем, как измерить)))))
Примерный план характеристики литературного героя.
1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте.

3. Анализ имени.

4. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

5. Речевая характеристика.

6. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как средство самовыражения героя.

7. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.. и т.д)))))))))
10.02.2020 в 17:01

Хорошо там, где я.
один и тот же персонаж кому-то картон-картоном, а кому-то проработанный персонаж.
alaknog, согласна! Но без этого никуда))))
Но и проработанный персонаж, к слову сказать, может быть картонным. Иногда жанр требует. А если в произведении много героев, то надо быть вообще Львом Толстым, чтобы все они были бы живыми и объёмными людьми, интригующими и непростыми.
10.02.2020 в 17:15

А после нас, хоть Сыроежкин
Вот прекрасный пример картонных персонажей ("Понедельник начинается в субботу" Стругацкие)

Тротуар вынес меня на огромную площадь, забитую людьми и уставленную космическими кораблями самых разнообразных конструкций. Я сошёл с тротуара и стащил машину. Сначала я не понимал, что происходит. Играла музыка, произносились речи, тут и там, возвышаясь над толпой, кудрявые румяные юноши, с трудом управляясь с непокорными прядями волос, непрерывно падающими на лоб, проникновенно читали стихи. Стихи были либо знакомые, либо скверные, но из глаз многочисленных слушателей обильно капали скупые мужские, горькие женские и светлые детские слёзы. читать дальше
11.02.2020 в 08:35

Чтобы цветы в твоих глазах всегда оставались живыми. © Эль Твит
Когда у персонажа одна-три черты и все в одоном правление (добрый-честный-правильный или злой-ненавидящий-жаждущий власти), никаких внутренних противоречий, которые есть у всех, не бывает на 100% однозначных людей и поступки таких персонажей лишены внутренней мотивации, т.е. делаю зло, потому что плохой, без какой-то собой цели даже. Нет ни прошлого, ни будущего, нет развития и изменений. Понятие субъективное, для меня как-то так.
11.02.2020 в 12:57

Ситкомы что русские, что зарубежные в своем большинстве содержат набор картонок. Вот что перс в первой серии, что в 101. Ну может слегка подшлифованный.
Но в жизни, как правило, люди с течением времени меняют принципы, моральные ориентиры. И чем большьше чел приключается и узнает мир, тем больше он раскрывается, колеблется, разочаровывается, удивляется, дружится/влюбляется и вот он совсем другой человек, ну или хотя бы более многогранный