каждому дано не по уму
Всем привет! У меня два вопроса
1) А что из прозы в последние годы СССР и первые годы России (когда ещё многие по советским учебникам продолжали учиться) на уроках лит-ры задавали учить наизусть?
Я помню, что в конце девяностых/начале 2000 нам задавали абзац из Гоголя, но что именно не помню совсем.
2) У Шкловского встречается вот это "Интересно применить этот закон к (...) гоголевскому сравнению неба с ризами господа". Понимаете ли вы что это за сравнение и откуда? (если что, это вот отсюда: "Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.", но было ли это в школьной пограмме? это заучивали? откуда такая уверенность, что вот прям все понимают, что за сравнение Шкловский имеет в виду?)
Всем заранее спасибо!
1) А что из прозы в последние годы СССР и первые годы России (когда ещё многие по советским учебникам продолжали учиться) на уроках лит-ры задавали учить наизусть?
Я помню, что в конце девяностых/начале 2000 нам задавали абзац из Гоголя, но что именно не помню совсем.
2) У Шкловского встречается вот это "Интересно применить этот закон к (...) гоголевскому сравнению неба с ризами господа". Понимаете ли вы что это за сравнение и откуда? (если что, это вот отсюда: "Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает — и человек, и зверь, и птица; а Бог один величаво озирает небо и землю и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят и светят над миром и все разом отдаются в Днепре. Всех их держит Днепр в темном лоне своем. Ни одна не убежит от него; разве погаснет на небе.", но было ли это в школьной пограмме? это заучивали? откуда такая уверенность, что вот прям все понимают, что за сравнение Шкловский имеет в виду?)
Всем заранее спасибо!
Помню ли я этот текст из Гоголя? Нет, конечно.
Аурелиано, ага, спасибо!
x87, Первый раз слышу, что прозу воообще учат наизусть
очень за вас рада, потому что я очень мучалась с заучиванием прозы.
А в середине 80-х гг. программа в СССР была такой. Сами смотрите, отрывки из чего могли учить старшеклассники:
8-й класс
«Слово о полку Игореве»
Жан-Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»
Александр Грибоедов. «Горе от ума»
Александр Пушкин. «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «К морю», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Осень», «На холмах Грузии», «Я вас любил…», «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг…», «Евгений Онегин»
Джордж Гордон Байрон. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (I и II песни), «Душа моя мрачна»
Михаил Лермонтов. «Смерть поэта», «Поэт», «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Выхожу один я на дорогу», «Родина», «Герой нашего времени»
Николай Гоголь. «Мертвые души»
Виссарион Белинский. Литературно-критическая деятельность
9-й класс
Александр Островский. «Гроза»
Николай Добролюбов. «Луч света в темном царстве»
Иван Тургенев. «Отцы и дети»
Николай Чернышевский. «Что делать?»
Николай Некрасов. «Поэт и гражданин» (отрывок), «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Кому на Руси жить хорошо»
Михаил Салтыков-Щедрин. «Премудрый пескарь», «Дикий помещик»
Федор Достоевский. «Преступление и наказание»
Лев Толстой. «Война и мир»
Антон Чехов. «Ионыч», «Вишневый сад»
Уильям Шекспир. «Гамлет» (обзор)
Иоганн Вольфганг Гёте. «Фауст»: «Пролог на небесах», сцена 2 — «У городских ворот», сцены 3 и 4 — «Кабинет Фауста», сцена 12 — «Сад», сцена 19 — «Ночь. Улица перед домом Гретхен», сцена 25 — «Тюрьма»; последний монолог Фауста из II части (обзор)
Оноре де Бальзак. «Гобсек»
10-й класс
Максим Горький. «Старуха Изергиль», «На дне», «Мать», «В. И. Ленин»
Александр Блок. «Незнакомка», «Фабрика», «О, весна без конца и без краю…», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «На железной дороге», «Двенадцать»
Сергей Есенин. «Русь советская», «Письмо матери», «Неуютная жидкая лунность…», «Каждый труд благослови, удача!», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…»
Владимир Маяковский. «Левый марш», «Прозаседавшиеся», «О дряни», «Блэк энд уайт», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Стихи о советском паспорте», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос» (первое вступление в поэму)
Александр Фадеев. «Разгром»
Николай Островский. «Как закалялась сталь»
Михаил Шолохов. «Поднятая целина», «Судьба человека»
Александр Твардовский. «Я убит подо Ржевом», «Две кузницы», «На Ангаре» (из поэмы «За далью — даль»)
Помню из Гоголя про Днепр и птицу-тройку учили, стихотворения в прозе Тургенева (особенно про русский язык); из "Войны и мира" мальчики гуманитарного класса учили про дуб, а девочки - про Наташу на подоконнике. Остальное вроде всё стихи были.
Горький - Песнь о буревестнике
+1
Точно, ещё и Буревестник был на заучивание.
всем остальным - спасибо за комментарии!
"... Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...".
Всё. Только это.
Учили только: из "Грозы" что-то типа "Страшные дела творятся за этими заботами", "О великий и могучий" Тургенева и про дуб Толстого. А вот стихов учили много.
Достала с полки старый-добрый томик Гоголя. К сожалению, отметок, откуда и докуда учили, не нашлось.
Но по моим ощущениям мы останавливались до "риз", вообще не помню, чтобы заучивала что-то такое. Мне кажется, мы начинали с "Чуден Днепр при тихой погоде" и заканчивали на "Редкая птица долетит до середины Днепра", то есть аккурат до христианских тем.
Возможно, какой-то из учителей мог захватить и кусок с ризами. Очень многое всё же от учителя зависело. Мы Пушкина стихотворений пятнадцать в восьмом классе учили (отличники класса тоже принимали чтение стихов, потому что учительница заданный объём сама прослушать не могла), когда другой класс параллели ограничивался парой-тройкой.
А вот из Чехова "Старуха Изергиль" точно учили что-то из "Пламенное сердце Данко", только уже не помню, что именно.
"Песню о буревестнике" учили, а вот о Соколе - не помню, учили ли специально, но вот читая комментарии, я вспомнила "О смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, свету!"
Так что скорее всего, учили. Ну и "Рожденный ползать - летать не может", "Сказал - и сделал. И прянул в небо". И навернулся...
***
Мы учили традиционно "Птицу-тройку" и "Великий и могучий" ("Буревестника", конечно, тоже, но он не проза). А вот от "Дуба" бог как-то уберег.)))
мысленный монолог Андрея Болконского у дуба
про Днепр, мы начинали с "Чуден Днепр при тихой погоде" и заканчивали на "Редкая птица долетит до середины Днепра"
стихотворения в прозе Тургенева (особенно про русский язык)
Песнь о буревестнике
"Песнь о Соколе", учили кусок
монолог Катерины из "Грозы" - "Отчего люди не летают, как птицы"
Финалочка "Тараса Бульбы" выдержками
"Старуха Изергиль" точно учили что-то из "Пламенное сердце Данко"
+ конец из "В списках не значился" Б. Васильева. От "Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора" до "Он упал на спину, навзничь, широко раскинув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ".
Рина Дзене, а я как бывшая школьница Мольера в 8 классе точно помню. Но поскольку никто из нас не видел его на сцене, а это пьеса... он и прошёл как-то так... прошёл и прошёл, почти незамеченным)))))
А мы аж спектакль в школе по нему ставили.
Багрицкого про Валю-Валентину
Ленин и печник
Был еще жесткий изврат с ВиМ, когда несколько раз задавали по 6 или более отрывков до 2 стр каждый, и их надо было выучить под цель письменного пересказа близко к тексту в форме аудиторной контрольной по вариантам на полурока или быстрее. Эту литераторшу, за такое, ненавидели хором все. Не спасал даже просмотр некоторых экранизаций на уроках.