00:40

Мы в желтом грузовике, перед нами дорога и куча возможностей.
пример того, как не срабатывет формальная логика

Преступнику, приговорённому к смерти, сказали в понедельник вечером:
тебя казнят рано утром, на этой неделе, причём, ты узнаешь о дне казни ровно за сутки.
Преступник стал рассуждать: в воскресенье меня казнить не могут, потому что тогда я уже в пятницу вечером (а не в субботу утром, как обещали) узнаю, что меня казнят в воскресенье.
читать дальше

Я себе весь мозг сломал. Что за штука такая - формальная логика?
В этом примере она есть вообще? Или преступник просто дибил какой-то?
И почему его не могут казнить в воскресенье?

@темы: Непознанное

Комментарии
27.11.2010 в 02:10

blast manor
да, я уже поняла х___Х
черт, а мне казалось, что я крутая и все поняла xDDDD
27.11.2010 в 02:17

И почему Василиса должна уходить к Иванушке, если ей и с Кащеем хорошо.(с)
к.арри да, я уже поняла х___Х
Я это уже после отсылки последнего коммента увидела)))
27.11.2010 в 02:21

я попробую убедить тебя своей воодушевляющей дрелью
к.арри
Нет, он не делал допущений. Он с воскресенья исключать начал, не забывайте об этом. А не с понедельника. С конца считал, понимаете? Изначально он вообще не думал о том, есть ли вероятность, что он не доживет до субботы.
Он был свято убежден в связи со своим рассуждением, что не умрет ни в один из этих дней. Именно поэтому казнь стала для него полной неожиданностью.

Навия
Нельзя в логике говорить о живых персонажах, логика стремится к идеализации :D
Здесь не обязательно знать программу курса логики, я даже понятие из него только одно ввела - противоречие. Могу пояснить, это когда одно из утверждений непременно ложно. И, хорошо, еще дихотомия, это раздвоенность, нечто вроде шкалы с двумя делениями.

А спорить тут на самом деле не о чем.)
27.11.2010 в 02:30

Sagittarius A
в посте нет никаких указаний про неожиданность.
он просто решил, что его не могут казнить, полагаясь на допущение, что в субботу будет жив.
поэтому то, что в посте - неверный парадокс, так как не все условия прописаны.

про неожиданность-то я понимаю.
27.11.2010 в 02:35

Юная нечисть.
Sagittarius A, ну оба понятия-то я понимаю. Второе, правда, больше на уровне "что такое понимаю, а сказать не могу". Но вот грамотно оперировать сомневаюсь, что смогу. :nope: Хотя радует, что здраво соображать я все еще способна.
27.11.2010 в 02:35

я попробую убедить тебя своей воодушевляющей дрелью
к.арри
а, ну да, нет. просто я помню, как звучит парадокс в классическом изложении, поэтому в пост не особо вчитывалась.
27.11.2010 в 03:36

Je cherche le soleil
на мой взгляд, если в сутках - 24 часа, ему могли сообщить о казни рано утром в любой день недели, кроме воскресенья, потому что это последний день недели - а, значит, последний день, когда можно казнить; и кроме понедельника - потому что о том, что его о казне будут предупреждать утром, ему сообщили вечером. То бишь предупредить в понедельник уже не получится. Я думаю, человека вполне могут предупредить и в субботу утром, а через 24 часа (в воскресенье) - казнить.
27.11.2010 в 03:56

Бриг
не только могут предупредить в субботу утром, но и должны
но если его не предупредили в пятницу, значит, предупредят в субботу и в воскресенье казнят, так?
но тогда преступник узнает о своей казни не в субботу ровно за 24 часа до нее, а в пятницу вечером, а это противоречит условиям задачи.
27.11.2010 в 04:10

Je cherche le soleil
к.арри
но если его не предупредили в пятницу, значит, предупредят в субботу и в воскресенье казнят, так?
но тогда преступник узнает о своей казни не в субботу ровно за 24 часа до нее, а в пятницу вечером, а это противоречит условиям задачи.

В каком смысле? Если его предупредят о казни, допустим, в субботу в пять утра - а потом казнят в воскресенье в пять утра, то все соответствует условиям задачи: "тебя казнят рано утром, на этой неделе, причём, ты узнаешь о дне казни ровно за сутки". Ибо 24 часа после предупреждения прошло.
Тока это не соответствует размышлениям приговоренного, но я лично их вообще не понимаю.
27.11.2010 в 04:27

Бриг
смотрите, рассуждения преступника: меня должны казнить на этой неделе, значит, воскресенье - последний день когда это может случиться. соответственно, меня должны об этом предупредить в субботу утром. предположим, что я дожил до вечера пятницы без предупреждений. значит, вариант остался один - завтра, то есть в субботу, меня предупредят, а в воскресенье казнят.
таким образом, мысля логически, преступник узнает о своей воскресной казни в пятницу вечером, а по условиям задачи узнать о ней он должен не раньше, чем за сутки.
между вечером пятницы и утром воскресенья проходит больше суток времени, соответственно, условие задачи не выполняется и этот вариант неверный.
следовательно, преступника не могут казнить в воскресенье. убираем воскресенье, последним возможным днем казни остается суббота. а там уже абсолютно те же размышления идут.
27.11.2010 в 04:48

Je cherche le soleil
к.арри
таким образом, мысля логически, преступник узнает о своей воскресной казни в пятницу вечером, а по условиям задачи узнать о ней он должен не раньше, чем за сутки.
А, понял. Да. Тут слово "узнать" употребляется одновременно в нескольких значениях. И "узнать" - получить сообщение о том, что казнят. И "узнать" - значит самому расчитать дату смерти.